Этнос или этнографическая группа. А как «у них»? Восточная Европа и б. СССР (ч II)

При обсуждении страницы «Три сказки Карпачевой «о русинах» в моем блоге зачастую ссылались на некий международный опыт. Ссылались так часто, что захотелось уделить этому больше внимания. Итак, продолжение о «непризнанных народах» Восточной Европы и бывшего СССР.

Этнографическая карта Юго-Восточной Европы, составленная к Берлинскому конгрессу 1878 г. Многих этнических групп на ней не было тогда, нет и сейчас.
Этнографическая карта Юго-Восточной Европы, составленная к Берлинскому конгрессу 1878 г. Многих этнических групп на ней не было тогда, нет и сейчас.

Буневцы – южнославянская этническая группа, проживающая в Хорватии, Сербии (Воеводине), Южной Венгрии и румынском Банате. В Хорватии считаются неотъемлемой частью хорватского этноса, в Сербии и Венгрии при переписях учитываются отдельно от хорватов (около 20 тыс. – в Сербии, около 1,5 тыс. – в Венгрии). В традициях бывшей Югославии указывать в переписях не только народы, но и этнические группы, это же сохраняется сейчас и в Сербии, несмотря на протесты Хорватии, считающей, что проект искусственного создания особого народа "буневцы", который активно шел с 30-х годов ХХ века, со времен Королевства Югославии, имел целью только раскол хорватского народа и уменьшение количества хорватов за счет искусственно созданных буневецев, которых затем будет гораздо легче ассимилировать. Венгрия придерживается той же стратегии, что и Сербия. В Румынии делались попытки создать отдельный не только от хорватов, но уже и от буневцев народ "карашовяне"  - по переписи 1992 г таких было чуть менее 3 тыс, но уже в 2002 г. лишь 207 человек указали свою национальность как "карашовяне", прочие пришли к пониманию того, что они часть хорватского этноса.

Шокцы – еще одна южнославянская этническая группа. Также проживают в Хорватии, Сербии и Венгрии. Также как и буневцы считаются в Хорватии субэтносом хорватской нации, ранее в Югославии и ныне в Сербии при переписях выделяются отдельно. Шокцы в Сербии и в Венгрии сильно ассимилированы (соответственно сербами и венграми). Само слово "шокцы" было презрительным названием славян-католиков, таких полуграмотных "селюков". В Королевстве Венгрия в шокских селах преподавание было исключительно на венгерском. Все, кто хотел не просто оставаться всю жизнь крестьянином, а чего-то достичь, переходил на венгерский и с течением времени обрывал все нити, связывающие его с родным селом. Количество шокцев непрерывно уменьшается. По последней переписи всего около 700 чел. в Сербии определило свою национальность как "шокцы", в Венгрии – несколько десятков. При этом и в Венгрии и в Сербии есть немало шокцев, ныне называющих себя хорватами по национальности.

Венгрия давно и успешно проводит политику дробления соседних народов с целью их скорейшей ассимиляции и в течение веков не испытывала на себе подобной угрозы.

Но в последнее десятилетие эта угроза  появилась в самой Венгрии - речь идет о казалось бы давным-давно ассимилированных потомках тюркоязычных кыпчаков-куманов и ираноязычных ясов-аланов. Ясо-куманская автономия существовала в Венгрии до 1878, после чего была ликвидирована. Однако в 2000-е гг среди потомков куманов (кунов) и ясов наблюдается рост национального самосознания. Так, стали регулярно проводиться фестивали ясской и куманской культуры, налаживаются связи между Ясшагом (исторической областью проживания ясов) и Республикой Северная Осетия-Алания (в составе РФ), между Куншагом (областью где некогда проживали куманы) и Казахстаном - президент Казахстана Н. Назарбаев даже носит звание "Почетый лидер кыпчаков". В 2008 г вышел наделавший немало шума документальный фильм "Венгерская Алания", а сделанное в 2009 г председателем Общества ясов Венгрии г-ном Ласло Добошем заявление о том, что ясы - это "венгерские осетины" стало для венгерских властей неприятной сенсацией. В том же 2009 г в Венгрии прошел I Всевенгерский курултай кунов-кыпчаков, приуроченный к "770-ей годовщине обретения кунами-кыпчаками новой родины". Речь, кроме прочего, шла о необходимости признания кунов в качестве национального меньшинства Венгрии. На сегодня ни куны ни ясы таковыми в Венгрии не признаны...

Есть попытки расколоть и венгерский монолит за пределами Венгрии. Румыния не оставляет попыток раздробить живущее в стране венгерское меньшинство путем создания на его месте нескольких народов. Первыми тут стали чангоши - этническая группа, чаще всего рассматриваемая как этнографическая группа венгров, проживающих на территории собственно бывшего Королевства Румынии (в Молдове). Румынские власти уже почти 100 лет как навязывают им идею, что они не венгры. Не венграми, а чангошами по национальности в последнюю перепись 2002 г записалось в Румынии 1.370 чел. На языке чанго (близок архаичному венгерскому со множеством заимствований из румынского) говорят около 60 тыс. человек – Совет Европы рекомендовал Румынии ввести образование в школах на языке чанго. Чангоши всё чаще переходят на румынский язык и постепенно ассимилируются румынами. Чангошские корни в Румынии, по данным Совета Европы, имеет около 260 тыс. человек.

Попытки создать отдельную от венгров нацию секеев в Румынии пока что не увенчались успехом. Лишь 150 человек по переписи 2002 идентифицировало себя по национальности как "секеи", а не венгры (из почти 670-тысячного секейского населения, проживающего в румынской Трансильвании), Остальные прочно придерживаются мнения, что они – этнографическая группа венгров. Но румынская статистика упорно указывает "на всякий случай" и число секеев, т.к. венгров в стране (вместе с секеями) 1 млн 430 тыс. и чтобы хоть как-то уменьшить это количество, румынские власти спят и видят, как бы напридумывать каких-нибудь народов вместо венгров. Отдельная от венгров национальность "секеи" указывается в переписях Румынии с 1977 года. "Капля по капле камень точит"?

На Балканах имеется целый ряд небольших этнических групп (в т.ч. славянского происхождения), отличающихся от основной массы своего народа вероисповеданием. Так, торбеши (проживают в Македонии и Албании, общее число оценивается от 100 тыс. до 250 тыс) и горанцы (проживают в Македонии, Сербии (в т.ч. на Косово) и Албании, численность около 70 тыс. чел) исповедуют ислам, при этом чаще всего считаются этно-конфессиональной группой македонцев, но в переписях могут указываться также и как "мусульмане", албанцы, сербы. Требования о признании отдельными народами, высказываемые на различных уровнях, в настоящее время нигде не удовлетворены. 

Помаки – более крупная южнославянская этническая общность в Болгарии (более 200 тыс.), Турции (около 300 тыс. имеет помакские корни, полностью растворились среди турок) и Греции (36 тыс.), традиционно считаются этнографической группой болгар-мусульман. В социалистической Болгарии национальность жёстко  регламентировалась, не только помаки, но и македонцы, гагаузы и другие народы записывались болгарами, в современной Болгарии помаки также официально считаются болгарами, при этом часть помаков считает себя болгарами по национальности и мусульманами по вероисповеданию, часть – помаками. В Греции при переписи 2001 года помаки были выделены в отдельный народ, с середины 1990-х гг делаются попытки создать там отдельный помакский язык.

"Ятвяги" - в конце 1980-гг предпринимались активные попытки по созданию "четвертого восточнославянского народа" на территории Юго-Западной Белоруссии – в Полесье. Для названия этого народа, в итоге было выбрано не "полещуки" а имя давно ассимилированного балто-литовского племени ятвягов, живших, правда, севернее. Население Полесья достаточно долго не могло себя четко национально идентифицировать, называя себя просто "тутэшними", т.е. "местными"; в межвоенное десятилетие Польша, в состав которой входили тогда эти земли, записывала местное население "тутэшними" по национальности, подыгрывая идее некой обособленности жителей Полесья как от белорусов так и от украинцев. В 1988-1991 гг, практически синхронно с реанимацией "русинского народа", идея об отдельном "ятвяжском" народе была активно поддержана в России, откуда и финансировалась деятельность "ятвяжских" организаций. В 1990 г на базе полесских говоров Беларуси был создан и кодифицирован "ятвяжский язык", стали выходить печатные издания. Однако, с приходом к власти Лукашенко, перекрывшего малейшую помощь из-за рубежа любым организациям, действовавшим в Беларуси и соответственно, с прекращением финансовой помощи из России, и не имея сколько–нибудь широкой поддержки в народе, идея вскоре сошла на нет; газета на "ятвяжском" языке в последний раз вышла в 1994 г. и на этом всё закончилось. Сейчас о попытке создания "ятвяжского" народа молчит даже всезнающая Википедия.

Казаки в России проживают на огромнейшей территории от Кубани до дальнего Востока. В середине 90-х стали раздаваться требования признать казаков Юга России, проживающих прежде всего на территории бывшего Всевеликого Войска Донского, отдельным (снова четвертным!) восточно-славянским народом. Согласно переписи 2002 г., указали в качестве национальности "казак" более 140 тыс. чел. (преимущественно в Ростовской обл., а также прилегающей Волгоградской обл., Краснодарском и Ставропольском краях), что делает казаков третьей по численности (после мораван и силезцев) "непризнанной" этнической группой Восточной Европы, при том, что общее число людей, имеющих корни (южнорусских) казаков оценивается в 15 млн. – т.е. считают себя не русскими, а казаками по национальности менее 1%. Официально казаки в качестве отдельного народа признаны не были. Некая ирония заключается в том, что в Ростовской области проживает абсолютное большинство (62,5%) людей, указавших в качестве своей национальности казак, а в г. Ростове-на-Дону находится Центр украинистики ЮжФУ, известного своими двумя (!) сотрудниками, неустанно твердящими о том что "русины являются не частью украинского народа, а отдельным народом". Но вот сказать нечто похожее по поводу живущих в их же городе казаков, эти сотрудники ЮжФУ ни разу не посмели...

Также не признаны отдельным народом и считаются этнографической группой русских поморы, живущие преимущественно на побережье Белого моря в Архангельской области и небольшими группами по всему Русскому Северу от Мурманска до Якутии. По всё той же переписи 2002 г более 6,5 тыс. человек указали национальность "помор", а не русский. У поморов был весьма архаичный язык (ныне практически повсеместно вытесненный литературным русским), со старыми глагольными формами вроде аориста и имперфекта. Интересная деталь: в говорах Архангельской области встречается достаточно много слов "бытовой лексики", которых нет в русском языке, но которые есть в современном украинском. Этнографы ХХ века предположили, что это может быть следствием имевшей 700-800 лет назад миграции с территории современной Украины. Поморские лидеры настаивают не только на признание поморов в качестве отдельного народа, но и на включении в "Перечень коренных малочисленных народов России", с вытекающими отсюда правами на приоритетное использование земельных и водных ресурсов. Учитывая, что шельф Белого моря сейчас активно осваивается нефте- и газо-добывающими компаниями, очевидно, что поморы стали пешкой в играх этих корпораций-монстров...

Это далеко не полный перечень этнических групп Восточной Европы, оспаривающих признание в качестве отдельного народа. В одной России есть еще более 40 совсем мелких претендентов на звание "отдельного народа". Тут есть ряд очевидных закономерностей:

1. Нигде приверженцы теории "отдельного народа" не превышают даже 10% от общей численности этой этнической группы, а зачастую составляют всего 1%. Мнение прочих 90-99% полагающих, что они - часть бОльшего этноса, нельзя игнорировать.

2. Очевидно желание ряда государств раздробить этническую территорию проживающих у них национальных меньшинств, выделяя вместо них несколько более мелких "народов", что затем ведет к скорой ассимиляции.

3. "Дробления" титульной нации в своей стране не допускает ни одно государство. Ни одна этническая группа, заявляющая о том, что является не этнографической группой титульной нации, а отдельным народом, нигде и никогда "народом" у себя на родине не признана.

Поэтому когда нас в следующий раз будут поучать из России или Венгрии признавать кого-то в Украине отдельным народом или нет, или к нам по аналогичному поводу приедут евроэмиссары из Польши или Чехии – мы можем их отправить ... да-да, к ним же на родину, изучать и решать вначале такой же вопрос у себя дома.

При обсуждении предыдущей страницы моего блога, один из читателей написал, что "каждый человек может называть себя хоть марсианином", хоть потомком "народа карпов". И я уже ответил, что да, безусловно, у человека действительно есть право считать себя хоть марсианином, хоть карпом (да хоть лососем или осьминогом) по национальности. Но это еще не значит, что всех его родных, знакомых, соседей, сослуживцев – всех, кто живет и работает рядом с ним нужно скопом записывать в марсиане, карпы или еще какой-то отдельный народ. Свобода самоопределения и национальной самоидентификации отдельного индивидуума никак не влечет таких же обязательств общества в целом. 1% или 10% могут себя считать каким-то отдельным  народом (силезцами, мораванами, шокцами, русинами и др.), но с мнением остальных 90-99%, считающих себя неотъемлемой частью польской, чешской, хорватской, украинской и т.д. нации необходимо, обязательно считаться!

24 лютого 2011р.

Теги:

Коментарі

Файта 2011-03-12 / 23:18:00
статья хорошая но нентральная.

Кришеник 2011-02-28 / 18:11:00
долишняк, 27.02.2011 21:14
Та главное нам свое не тицькайте та будеме дружити...

Та в тому й то річ, що те вами згадане своє і є для нас закарпатців своїм. А коли вам хочеться обійтися без свого і того, що нами ж сприймається як українське, то й далі житимете в своєму надуманому, конфронтаційно викривленому світі.
Хіба ж не про таке вам увесь час говорить местный, (27.02.2011 18:38).

ярослав орос 2011-02-28 / 10:09:00
пане миколо, лем зазвідаю у Вас, як ісеся виспали?

Микола Староста (Жалива) 2011-02-28 / 10:01:00
Як, добропорядний чилядник, я буду лиш читати, коментувати не буду.... але банячи, ви обмежуєте доступ до сайту, зараз пишу, тому, що знову є доступ. Повторюю, коментувати тиждень не буду.

2011-02-28 / 09:39:00
"моя наивность простирается еще шире :) мало того, что я считаю, что "русины", считающие себя отдельным народом, не должны собачиться с русинами-украинцами, так я еще и на полном серьёзе считаю, что украинцы не должны собачиться с венграми, поляками, русскими и др. родственными, европейскими народами :)
Похвальна думка, на нашій землі віками люди жили мирно, між собою не "собачилися", хоч були різної крові, відносилися до різних релігій (бо "нації" виникли в останні близько 150 - 200 років). Утиски і інше, що в кінцевому рахунку призводить до "собачення" у всіх державах спричинялися і спричиняються неадекватною владою та тими "свідомими" задолизами, що владу підтримують, бо наближені до корита, або думають собі, що вони достойніші, вищі в чомусь за інших.

KK 2011-02-27 / 22:43:00
До Местного - щось не думаю що Шевченко мав на увазі таких розбійників як Жалива які працюють для того щоби роз'єднати українського народу на двох таборів коли він писав ' "Обніміться ж, брати мої, молю вас, благаю!"

долишняк 2011-02-27 / 21:14:00
та щи ван ни надоило туй коментировати?иппен до рекорда однои статти щи далеко,вси ми браття украинци(я мало упив вина виноградивського),но та главное нам свое не тицькайте та будеме дружити

местный 2011-02-27 / 18:38:00

2КК как писал классик: "Обніміться ж, брати мої, молю вас, благаю!" ну или как пели на Майдане: "Разом нас багато, нас не подолати!" :)

KK 2011-02-27 / 18:14:00
До Местного - а що одне має спільного з другим??....

местный 2011-02-27 / 18:10:00
2KK ("Ви заблудждуєтись якщо ви думаєти що ви і Жалива разом працюєти для 'блага свого народу, і свої землі'. Ваша наївність в цйому випадку не зрозуміла?")

моя наивность простирается еще шире :) мало того, что я считаю, что "русины", считающие себя отдельным народом, не должны собачиться с русинами-украинцами, так я еще и на полном серьёзе считаю, что украинцы не должны собачиться с венграми, поляками, русскими и др. родственными, европейскими народами :)

местный 2011-02-27 / 18:07:00
2Селянин ("Законов много. Где ссылка на закон, на который вы опираетесь?") - "знов за рибу грошi" :) мы с г-ном Жаливой уже по пунктам, конкретно рассматривали примеры, конкретные страны и конкретные законы. При обсуждении здесь по косточкам разобрали Польшу (которую г-жа Карпачева в своих сказках о всемирном признании русин указывала) - Вам придется комменты перечитать :)

("Английский хорошо знаете?") - Йес, оф коз!
Шлите - с интересом почитаю :)

Селянин 2011-02-27 / 17:55:00

2 местный, 27.02.2011 17:33 (с)

Законов много. Где ссылка на закон, на который вы опираетесь?

Учебник? Английский хорошо знаете?
Тогда пришлю инет- адрес.

KK 2011-02-27 / 17:54:00
До Местного - Ви заблудждуєтись якщо ви думаєти що ви і Жалива разом працюєти для 'блага свого народу, і свої землі'. Ваша наївність в цйому випадку не зрозуміла? Через вашого з ним довгого контакту, вам що не зрозумійло що Жалива працює для того щоби розділити ваш народ у два табори? Видно що цей 'вовк у овечі шкірі' вас якось засліпив?

местный 2011-02-27 / 17:33:00
2Селянин ("Эта статья составлена по учебнику этнологии первого курса, соответственно и её цена")
дайте, плиз ссылочку на учебник - этнология на 1-ом курсе изучается разве что у Вас в сельской школе :) с белочками и воробышками на ветках :)

("Сделанные на основе изложенного резюме, не опираются на какую-либо правовую основу, а всего лишь принимают желаемое за действительное")
чушь: в основе рассмотрения - законы и законодательные акты, регламентирующие эту сферу. ничего личного :) как говорится: "закон есть закон" :)

2 анонім, 27.02.2011 16:04 ("Справді нема причин аж так дуже жалувати Жаливу... 'вовк в овечі шкірі').
мне жаль, что мы с Жаливой вместо того чтобы делать одно общее дело, собачимся друг с другом... мы как будто бы хотим для своего народа и своей земли блага...

2Ember Zoltán ("а где блог Жаливы? Я тоже хотел бы прочитать!") - да ты понимаешь, ember (я тебя по привычке так буду называть, ОК?) не сложились отношения у администрации этих 2-х сайтов. я напишу адрес сайта - Админ сайт затрёт... вбей лучше в любом русскоязычном поисковике его имя, фамилию (псевдоним) и выйдешь на его блог на том сайте :)

Селянин 2011-02-27 / 16:46:00

Поправка: какие-либо параллели с реальным положением дел в области прав этнических меньшинств в нашем крае.

Селянин 2011-02-27 / 16:44:00

Местному:
Эта статья составлена по учебнику этнологии первого курса, соответственно и её цена.

Описываемые здесь материалы предисторической давности меньше всего имеют какие-либо параллели с реальным положением в области прав этнических меньшинств в нашем крае.
Сделанные на основе изложенного резюме, не опираются на какую-либо правовую основу, а всего лишь принимают желаемое за действительное.

По-этому весь этот opus delirium - туфта, nonsens classico, или как в нашеем крае говорят - баґов!

2011-02-27 / 16:04:00
До Mестного - Справді нема причин аж так дуже жалувати Жаливу. Те що він вдає що він якийсь 'поміркований русин' це тільки казка. Всім ясно що він справді 'полярований русин' або ще як Волошин про нйого згадав майже 100 років раніше 'вовк в овечі шкірі'.

Ember Zoltán 2011-02-27 / 12:35:00
Местный: а где блог Жаливы? Я тоже хотел бы прочитать!

Ember Zoltán 2011-02-27 / 12:27:00
Местный, я не сменил мой ник. Много пишется о том на етпм сайте, что надо писать под своими именами, очень много вопросов, кто скроется под никами. Я уже тогда написал, что Ембер ето моя фамилия (даже назвал населённые пункты, где мои однофамильцы живут: Кишдобронь, Батю, Надьселеш (Малая Добронь, Батево, Виноградово)). Просто к фамилии добавил и имя свое: Золтан.

местный 2011-02-27 / 08:50:00
2Микола Староста (Жалива) - ну, Админ по отношению к Вам остался, к сожалению, неумолим...

Зашел сейчас на сайт (чтоб не заставлять Админа делать дурную работу и звездочками закрывать его название - напишу просто "на другой сайт", где у Вас есть блог) и почитал Вашу статью "Русины с «русской» колокольни".
И что примечательно, наше мнение в чем-то, сходится: "Значит что-то нужно менять, но господин хххххх / - это я закрыл, не Админ :) / и дальше «торочит» одно и, то же, при этом за тысячи километров учит нас «жизни».", по крайней мере о двух сотрудниках из упомянутого мной Центра украинистики ЮжФУ г. Ростова-на-Дону :)

З.Ы. я против цензуры при общении адекватных людей. Но... почитайте комменты к своей статье на "другом сайте" - мат, оскорбления и прочая хрень от неадекватов...


МѢСТНЫЙ
Публікації:
Не відповідають стандартам державної мови
/ 7Перейменування Росії
/ 5Восточный тупик
/ 8Смех сквозь слезы
/ 3Мюнхенский сговор – 2?
/ 2Аннексия
/ 7Интервенция
/ 3Не наступить на грабли – 2
/ 11Развод котят
/ 43«Галичина». 70-летний юбилей
/ 22Гитлер – наш президент!
/ 12КОНЕЦ СВЕТА
/ 47Каждый из нас может стать «стрелком из «Каравана»
/ 174 слова после отпуска «за жизнь». Слово 4: Запорожская область – «Приазовская Аратта»
/ 44 слова после отпуска «за жизнь». Слово 3: Ах, Одесса, жемчужина у моря
/ 154 слова после отпуска «за жизнь». Слово 2: Тунис – вандальская кровь «арабской весны»
/ 44 слова после отпуска «за жизнь». Слово 1: Злата Прага и наше место в Европе
/ 204Скоро выборы. Как заработать на продаже голоса, сохранив достоинство (инструкция)
/ 7Два президента
/ 12Язык доведет до…
/ 42Ислам – Реал: 5:0 Убедительный реванш ислама
/ 15Вера Безвременья
/ 14Насилие
/ 21«Весна народов-2012». Будет восточнославянский вариант?
/ 61Белое и черное
» Всі записи