Григорій Рачук: "У православ’я не тільки велике минуле, але й велике майбутнє Закарпаття"

(Мовою оригіналу)
Мы предлагаем вам интервью с интересным ученым, Г.В. Рачуком, который занимается таким уникальным делом, как собирание материалов о жизни святых людей нашей земли. Он сейчас заканчивает обширное исследование, посвященное такому известному подвижнику Закарпатья, как архимандрит Иов (Кундря).
Первые результаты этого исследования он уже предоставил в Хустскую Епархию, для того, чтобы они могли послужить материалами к канонизации отца Иова. В связи с этим он снова приехал из Москвы в наш край, и нам удалось взять у него интервью.

Корр: Григорий Владимирович, скажите, почему вы, москвич, вот уже почти десять лет занимаетесь почти исключительно церковной историей нашего края? Что заставило вас обратиться к этой теме?

Г. Р: Знаете, мне очень часто задают это вопрос, причем не только здесь, но и в России, а также и во всех других государствах и краях, где мне приходится бывать. Но отвечаю я всегда одно и тоже – церковная история Закарпатья уникальна, и не имеет аналогов во всей истории Церкви Христовой. В силу этой своей уникальности она и малоизвестна и малопонятна церковным историкам, представляя для ученых совершенно неизведанную страну. Именно потому мне особенно интересно и почетно заниматься церковной историей именно этого уникального края в сердце Европы так, как здесь буквально на каждом шагу можно совершать очень важные открытия.

Корр. Признаться, вы меня приятно удивили и заинтриговали… Я сразу же хочу у вас спросить: в чем же собственно, по вашему мнению, заключается эта самая наша уникальность?

Г.Р. Для того, чтобы это доступно объяснить широкому читателю, за эти годы мною написана книга более чем в полторы тысячи страниц, охватывающая события церковной истории Закарпатья с I по XX столетие. Однако, если говорить кратко, то я отмечу всего несколько основных черт:

1. Древность Христианства на Закарпатье.

2. Необыкновенная сращенность христианского мировоззрения с народной жизнью, благодаря чему сложилась совершенно уникальная богатейшая народная христианская культура.

3. Самобытнейшая и чистейшая традиция монашества в крае, также не имеющая аналогов.

4. Великое возрождение Православия не посторонними миссионерами-интеллигентами, а крестьянами – самим народом в первой половине ХХ столетия. Это возрождение благодатного огня Православия на пепелище унии дало великое множество мучеников, исповедников и подвижников, которые своей кровью, слезами и потом заново освятили благодатный край, как огромную церковь, некогда захваченную еретиками.


Корр: Кто же благословил вас на этот поистине великий труд?

Г.Р. Мой покойный духовник – схиархимандрит Димитрий из Почаева. Это был действительно прозорливый старец, причем эта прозорливость проявлялась у него совершенно неожиданно, как бы невольно, так что меня пронизывал благоговейный ужас это его слов, ибо сразу становилась ясно, что это только Бог ему мог открыть.

Корр: Вы не монах, не священник, не дьякон, не дьяк – почему же именно вам, человеку, так сказать, светскому, старец поручил заняться таким делом?

Г.Р. Знаете, признаюсь вам откровенно, я и сам часто задавал сам себе этот же самый вопрос: ну почему же именно я? Ведь есть уважаемые архимандриты, знавшие лично многих святых, есть доктора богословия, написавшие много книг… Неужели некому этим заниматься? Но это мое недоумение быстро развеивалось от одного непреложного факта: этим действительно кроме меня некому заниматься! Вот именно поэтому именно меня и благословил на этот труд мой духовник. И это не потому что я умнее других – все эти уважаемые архимандриты, доктора богословия, маститые протоиереи при всем своем желании не имеют возможности этим заниматься из-за великого множества обязанностей! Можно ли представить себе архимандрита, бросившего свой монастырь ради того, чтобы ехать далеко в горы к какой-нибудь древней бабушке, чтобы долго и тщательно выяснять у нее подробности о жизни ее родственника – известного подвижника, а потом от нее сразу же идти ко второму, третьему, четвертому, пятому человеку, которые дополняют полученные сведения, и так изо дня в день?!… А бросит ли ради этого иерей свой приход? А бросит ли профессор семинарии своих учеников ради этого? Конечно же нет!

Вот мне и пришлось взять на себя этот достаточно тяжелый крест, чтобы сохранить для потомства бесценное сокровище – живой пример, бессмертный урок святой жизни святых душ.

Корр. Это, конечно, очень благородно с вашей стороны – так сказать, взять не себя трудную, и, по –видимому, неблагодарную, как я себе представляю, работу с людьми, с человеческой памятью, но ведь для этого, как минимум, необходимо иметь духовное образование – иначе как же вы сможете отделить истину от лжи? Что греха таить – все мы люди, а эта материя слишком тонкая, чтобы мирской человек, не священник и не монах, смог в таких вещах хорошо разбираться!

Г.Р. Я имею высшее богословское образование и научную степень магистра богословия. В то время в Московскую Духовную Академию принимали еще только после службы в армии, и мне тогда, в мои 16 лет, не оставалось ничего другого, чем поступить в светский ВУЗ. В 19 лет я уже закончил Московский Экстерный Гуманитарный Университет, став в 1995 году, таким образом, самым молодым выпускником первого выпуска первого светского богословского факультета в России.

Корр. Простите, мне почему-то показалось, что у вас нет духовного образования, я думал, что вы по образованию историк. Тогда, действительно, схиархимандрит Димитрий имел все основания, чтобы поручить вам такое ответственное дело. Но я, по моему, вообще стал задавать вам очень много личных вопросов. Перейдем к предмету вашей работы. Меня, как коренного закарпатца, очень интересует следующие вещи:

1. Какие основные источники кроме, конечно, живой памяти вы используете в своей работе?

2. Что нового вам удалось узнать об архимандрите Иове – ведь о нем, по моему, известно всем и все?

3. Наконец, удалось ли вам найти имена каких-то малоизвестных подвижников, или какие-то интересные факты из жизни подвижников более известных?


Г.Р. Вы сразу задали три серьезнейших вопроса. Попытаюсь очень кратко ответить на каждый, чтобы не выйти за рамки газетной статьи.

Вопрос об источниках – самый болезненный – их единицы. Я стоял у истоков издания "Истории Мукачевской Епархии с древнейших времен до Первой Мировой войны 1914 года" архимандрита Василия Пронина, взяв для этого несколько лет назад, по благословению владыки Антония (Поканича), тогда архимандрита в Троице-Сергиевой Лавре, оригинал этого труда из библиотеки Московской Духовной Академии. Мне также удалось спасти, упорядочить и размножить в цифровом виде другой ценнейший первоисточник – "Православие и иноческая жизнь в Закарпатье в первой половине ХХ столетия" архимандрита Сергия (Цьоки), на основе второй части которого, например, написана книга Василия Пагири "Монастыри Закарпатья". Этот труд написан в пятидесятых годах, когда были живы очень многие деятели православного возрождения в крае. Использованы и устные воспоминания, мемуары и личные архивы.

Вот собственно – два единственных, фундаментальных источника. Но мне приятно отметить, что кроме этих двух великих трудов, недавно вышел в свет целый ряд работ замечательного молодого ученого Юрия Данильца, посвященных как многим монастырям так и многим подвижникам и подвижницам, прославивших эти обители. Я часто пользуюсь этими трудами, в которых очень много фактов и документов. Так что я вовсе не одинок в своем труде.

Что же касается архимандрита Иова – то о нем, к сожалению, больше легенд и слухов, чем точных знаний. Благодаря отцу Иоанну (Коньовшему) – священнику из Малой Угольки и многочисленным родственникам отца Иова, мне удалось не только собрать более точные сведения о старце, но также и много документов, много авторитетных свидетельств о чудесах, предсказаниях, исцелениях. Все это передано в епархию.

Что касается менее известных подвижников – то их только родом с Изы насчитывается более десятка, считая также людей святой жизни, пострадавших за Христа до смерти, а также принявших венец исповедничества. Материалы об их жизни, мученической кончине, страданиях за Христа и чудесах также переданы в Хустскую епархию. Надеюсь, что преосвященный владыка Ипполит даст этим материалам ход.

Корр. Простите, что я так много отнял у вас времени, спасибо за то, что согласились дать интервью. Теперь только, позвольте задать последний вопрос – вопрос личный.

Г.Р. Задавайте. Я уже привык, что на Закарпатье мне всегда задают очень много личных вопросов.

Корр: Простите, но не только меня, а и многих наших читателей очень интересует этот вопрос – правда, что ваша супруга родом с Закарпатья?

Г.Р. Да, это правда. Даже скажу больше: она не просто с Закарпатья, а с Изы – коренная изянка по обоим родителям, причем с рядом подвижников, исповедников и мучеников она состоит в кровном родстве.

Корр: Извините за прямоту, но такая уж у нас профессия – задавать самые неожиданные вопросы, докапываться, так сказать, до правды. Спасибо что согласились встретиться. Чтобы вы хотели сказать в заключение нашим читателям, пользуясь случаем?

Г.Р. Мне хочется сказать только одно: В Православии не только великое прошлое, но и великое будущее Закарпатья. Это доказывается великими людьми святой жизни, такими как старец Иов (Кундря) и множество его менее известных соратников. Берегите только святое Православие в своей душе и вам всегда в жизни помогут великие и бессмертные святые родного края. Их, поверьте мне, у Бога собралось несметное множество за многие века.

Ю.Данилець, Ужгород.нет.уа
07 квітня 2008р.

Теги:

Коментарі

НОВИНИ: Соціо

11:04
Графік освячення великодніх кошиків у храмах Православної церкви України в Ужгороді
10:59
У Мукачеві також відкрили центр рекрутингу української армії
13:35
Прийшла звістка про загибель на війні з росією Михайла Світлика з Королева
21:39
У "Світі велетнів" у Боздоському парку Ужгорода згорів заколотник Гроджут
16:59
/ 4
В Ужгороді розпочав роботу новий Центр рекрутингу української армії
11:00
/ 1
На Рахівщині 1 травня зустрічатимуть полеглого ще торік у липні Героя Миколу Павлюка з Верхнього Водяного
20:25
/ 1
Зупиняючи московську орду поліг Роман Халус з Розівки Холмківської громади
18:02
В Ужгороді віддали шану полеглому захиснику Івану Бенці
00:08
/ 3
Відновлення 12 місцевих мостів на Закарпатті коштуватиме 896 млн грн
23:01
/ 1
На Закарпатті в 574 закладах загальної середньої освіти 18,1 тис. педагогів навчають 164 тис. учнів – статистика
22:32
/ 1
Стало відомо про загибель на Херсонщині Олега Беци з Берегова, який вважався зниклим безвісти
22:16
У Неліпині на Мукачівщині попрощаються з Євгеном Гуйваном, що помер під час служби
16:26
/ 6
Працівники БЕБ Закарпаття відмовили Оноківську сільраду від "ризикованого" ремонту клубу за 8,8 млн грн
15:43
/ 3
Тячівські депутати через непоінформованість виступили проти розширення Карпатського біосферного заповідника
13:34
У Квасах на Рахівщині на будинку згоріли 3 електролічильники, у Топчині на Тячівщині – прибудова і дах будинку, у Тячеві – котельня
13:01
В Ужгороді минулого тижня народилося 52 малюки, а в Мукачеві – 38
11:20
/ 1
В Ужгороді у вівторок попрощаються з полеглим захисником Іваном Бенцою
21:58
/ 4
Захищаючи Україну від московської навали поліг Віталій Павлюк з Тячева
16:21
У Пастілках Дубриницько-Малоберезнянської громади попрощалися з Юрієм Карпинцем, який майже рік вважався зниклим безвісти
11:03
/ 2
Підтверджено загибель Юрія Карпинця з Пастілок Дубриницько-Малоберезнянської громади, який майже рік вважався зниклим безвісти
04:22
Військовослужбовцеві з Хустщини, що п'яним забрав чуже авто, "апеляційно" присудили 5 років тюрми з конфіскацією
23:58
/ 9
ВАКС закрив справу проти "закарпатського" ексголови Рахункової палати Пацкана, визнавши його невинуватим
22:10
/ 10
Громада ПЦУ у селі Присліп на Міжгірщині після 5 років протидії МП увійшла до свого храму
11:40
27 квітня в центрі Ужгорода можна буде безкоштовно тестувати інфекційні хвороби, вакцинуватися та виміряти тиск
11:21
/ 2
Мукачево виділило 12,4 млн на безпілотники для двох бригад ЗСУ
» Всі новини