Вот есть ты – предвкушающий зиму, отпуск и неизведанный Драгобрат с крутыми спусками и заснеженными трассами.
А есть череда неприятных происшествий, которая заставляет тебя писать текст о сложностях туристических перемещений по стране и неправильном позиционировании карпатских горнолыжных курортов, которые вместо восторга вызывают какое-то усталое разочарование.
Грусть моя была бы большей.
Если бы не вмонтированные горы и леса, при виде которых забывается вся обсценная лексика.
Если бы не мои друзья, с которыми куда веселее, чем с какими-нибудь другими друзьями.
И если бы не программа "Прихована реальність" умело связавшая библейскую теологию с уфологией и поражающая глубиной конспирологии.
Взгрустнул я не из-за подтвердившегося "проклятия горнолыжника". Его суть в том, что в первые дни на лыжах или доске ты повреждаешь какую-нибудь часть тела, которая будет напоминать о себе до самого лета.
Например, в этот раз падение пришлось на копчик. Это случилось через несколько секунд после того, как рядом пронесся Дед Мороз на лыжах.
И я уверен, что причина падения именно в этом Дед Морозе, и подобной ситуации можно было бы избежать, если бы это был Святой Николай, Санта Клаус или, на худой конец, Йоулупукки.
И даже не из-за того, что Гретта была права, и на Драгобрате снега оказалось столько же, сколько на Говерле в мае месяце.
Что привело к дополнительным расходам на трансфер в сторону Буковеля и обратно, сокращению сроков катания с трех дней до одного и увеличению интенсивности боли в самых неподходящих местах.
Взгрустнул я потому, что в очередной раз убедился, что процесс транспортировки по Украине нескольких тел роста выше среднего иногда получается настолько громоздким, сложным и изматывающим, что единственное, чего хотелось по итогу, это привести уровень личного благосостояния к тому уровню, когда можно посещать только горнолыжные курорты какой-нибудь Словакии.
Или любые другие, куда чтобы добраться, не нужно менять 3-4 вида наземного транспорта перевозящие по бездорожью людей с лицами полными безысходности, смирения и придорожных беляшей.
И на те курорты, где тебя не заставляют вдевать одну ногу в борд, прежде чем пустить на подъемник, с целью, посмотреть на то, как смешно ты будешь падать со скамьи, когда она привезет тебя на вершину горы.
Все описанное ниже настолько привычно, что жаловаться на это уже как-то и неловко.
Это примерно также, как и неловко жаловаться на пробки и ямы на дорогах.
Поэтому лучше всего нижеописанное воспринимать как психотерапевтическое упражнение, цель которого законсервировать негативные эмоции о пережитом неудачном опыте.
Слоган туризма в Украине уже придумал один инстаграм-блогер, и звучит он "Сдохни или умри!".
Потому что чтобы преодолеть расстояние отделяющее тебя или от Азовского побережья, или от Карпатских гор, ты должен преодолеть себя и препятствия: физические, эмоциональные и в некоторых случаях духовные.
Процесс транспортировки на поезде с целью исследовать страну, можно сравнить с БДСМ-сессией, где в роли верхнего выступает "Укрзализныця", которая наказывает тебя, заставляет страдать и испытывать унижение.
При этом не особо интересуясь тем фактом, что ты вообще-то не по этим делам, на такое не подписывался и в страданиях удовлетворения не ищешь.
Как бы заранее вы с друзьями ни попытались взять билеты, как бы ни диджитализировали процесс, установив поиск на нужные даты, сколько бы дополнительных поездов не запускалось в новогодние праздники, вам все равно придется выбирать между купе по цене авиабилета в западноевропейскую страну и плацкартными местами у туалета. И заранее ясно, какой вариант победит, потому что вы не в Словакию летите.
Вообще, сколько бы раз я ни ездил в плацкарте, я уже смирился со многим.
Даже создал концепцию плацкарта как ада, которой готов поделиться с представителями любого религиозного течения, готового модернизировать ад до чего-то более изощренного и ужасного, чем просто котел с чертями.
Я смирился с тем, что с тебя будут требовать бумажный билет или с недовольным лицом долго переписывать цифры с электронного.
С тем, что в теплое время года в качестве кондиционера там используется пластиковая бутылка, вставленная в окно, а в холодное время года вагон нужно воспринимать как сауну на колесах.
С тем, что если ты едешь на верхней полке и просыпаешься ночью, ты можешь решить, что ты в гробу, и отчасти будешь прав.
С тем, что вместо столика может попасться кусок фанеры, вместо полок два стула, на одном из которых пики точеные, а у проводниц иногда такой вид, что кажется, будто вместо чая она хочет предложить тебе вилкой в глаз или растворимый кофе "три в одном" и ты не знаешь, что из этого хуже.
И это только первая часть БДСМ-сессии, дальше в игру включается наземный транспорт и чтобы доехать из Ивано-Франковска до самого Драгобрата, тебе нужно отбиться от стайки бомбил у вокзала, найти кассу, купить билет на автобус, протрястись полтора часа, выйти на какой-то непонятной станции, дождаться следующего автобуса забитого под завязку, проехать еще час, но уже стоя, доехать до Ясеней, сесть на убитый "пирожок" без какой-либо системы амортизации и еще полчаса протрястись по горному бездорожью, попутно получая легкие увечья внутренних органов.
И только после этого дойти до отеля, зарегистрироваться, подняться в номер, лечь на кровать, укрыться одеялом и не вылезать оттуда, пока в ушах не перестанет звенеть, а слезы не перестанут стекать на подушку.
Следующая проблема обнаруживается по прибытии на Драгобрат и формируется от несоответствия ожидания с очевидной реальностью.
Потому что, когда ты оказываешься на самом верху, то слышишь как из практически любого общепита, оборудованного акустической системой, играет если не русскоязычный рэп, то русскоязычный шансон, что в сочетании с потрясающими видами воспринимается так же неуместно, оскорбительно и абсурдно, как и написанные на русском языке жалобы на много "русскости" в Карпатских горах.
Если повезет, можно услышать какие-то американские рождественские песни из одного-двух хипстерских заведений, которые внешне мало чем отличаются от киевских хипстерских заведений. За тем исключением, что в киевских хипстерских заведениях официанты тебе улыбаются, говорят с тобой на украинском, даже если ты говоришь на русском, а кальянов там никогда и в помине не было.
И если бы не виды на горы и леса, эпизодические колыбы с надписью "Гуцульська кухня", редкие частушки в духе "Тьоща дай, дай на машину", и говор некоторых местных, чей украинский иногда звучит как польский, то ты вообще не догадался бы, что ты в Карпатах. Замени море на горы, зиму на лето – и привет Бердянск.
Из-за этого сложилось ощущение, что горнолыжный курорт Драгобрат развивается куда-то не в ту сторону, если вообще развивается.
Вместо того, чтобы делать упор на традиции, красиво подавать их и заворачивать, привлекать туристов карнавальностью и обрядовостью, пусть и наигранной, как в некоторых львовских заведениях, но в общем-то маркетингово-притягательной, там как будто бы решили подстроиться под с трудом понаехавшего туриста без претензии на традиционные изыски и вести себя так, как ему будет комфортнее.
Ты видишь потенциал этого места и понимаешь, что его реализация перевернулась, пока поднималась по бездорожью, упала в чащу леса, замерзла там и оказалась забытой.
Но, а за то, что в Карпатах нет снега, вы еще ответите перед Гретой Тунберг. Не знаю, кто именно, но ответите.