Детальний огляд гірськолижних курортів Карпат

Власники гірськолижних трас в українських Карпатах докладають великих зусиль, щоби скласти конкуренцію європейським гірськолижним курортам.

Детальний огляд гірськолижних курортів Карпат

Однак у багатьох місцях створення необхідної інфраструктури перебуває в зародковому стані. Такі основні результати пробігу "Лижний патруль-2010".

(Мовою оригіналу)

 

Конец октября. Небольшое закарпатское село Верхний Студеный. Из-под колес нашего внедорожника летит грязь, крутая грунтовая дорога уходит вверх. До нужной точки — расположенных на горе лыжных баз "Горянка" и "Эдельвейс" — едва ли больше километра, но этот отрезок мы проезжаем, затаив дыхание: слева обрыв, а раскисшая дорога узковата для нашего полноприводного авто.

"Как добраться сюда зимой, когда всё обледенеет или дорогу занесет снегом?" — интересуемся у местного сторожа Василия. "Захотят — проедут!" — философствует он. По его словам, плохая дорога и старенькие подъемники совсем не отпугивают украинцев. На высокий сезон все места на этих базах забронированы еще в середине лета. Тем более, пояснили нам на базе, дорога — совсем не их забота. Благоустройством должны заниматься местные власти, а они не слишком торопятся. И понятно почему: власть в лице сельского головы является "конкурирующей фирмой" — его большой деревянный дом с вывеской "Номера по приемлемым ценам" находится у подножья холма, на котором расположены вышеупомянутые объекты. Примечательно, что как раз от дома головы и начинается этот стремный путь наверх, к базам.

Впрочем, как бы ни упорствовали местные власти и каких бы принципов ни придерживались собственники, благоустроенная территория, нормальный подъезд и другие услуги для отдыхающих — вопрос времени. Годы, когда туристам приходилось выбирать между дешевым, но не слишком комфортным отдыхом на наших горнолыжных курортах и комфортным, но дорогим — на зарубежных, неотвратимо уходят. В Карпаты приходит частный инвестор. Чтобы узнать, чем родные горы порадуют лыжников в новом сезоне и с какими проблемами сталкивается бизнес, желающий инвестировать в развитие горнолыжной инфраструктуры, журналисты "Эксперта" совместно с представителями портала для автопутешественников dorogа.ua осмотрели около полусотни курортов.

Молодые да резвые

Число туристов, приезжающих на карпатские горнолыжные базы, ежегодно растет. "Сейчас украинцы всё чаще предпочитают кататься на горных лыжах на отечественных курортах. Это и дешевле, и удобнее — как минимум не нужно решать визовые вопросы. Более половины наших клиентов — те, кто раньше зимой ездил на австрийские и польские горнолыжные курорты", — соглашается директор отеля "Камянка" (что на Синевирском перевале) Ирина Буртин. По данным группы туркомпаний "Кандагар", в 2009 году число туристов, отправившихся на карпатские горнолыжные курорты, увеличилось по сравнению с 2008-м на 40%. Прогнозы туроператоров на нынешний сезон еще более оптимистичны. "Уже сейчас, в начале сезона, количество бронирований такое же, как по итогам всего зимнего сезона-2009/10 (ноябрь–март). Высокая активность дает основания прогнозировать, что в этом году турпоток в Карпаты вырастет на 30 процентов", — говорит директор туроператора "Пан Юкрейн" Елена Шаповалова.

Нескольких мощных курортов, вроде Славского, "Буковеля" и Драгобрата, уже недостаточно для обслуживания всех желающих покататься на лыжах, да и цены там не по карману студентам и простым труженикам. Поэтому в последние годы массово стали появляться новые места отдыха. Причем даже кризис не остановил инвесторов. Например, в Шаяне (Закарпатье) многие отели расширили свои возможности. В частности, в нынешнем году заработает новый комплекс "Эрней-Лаз" с отелем на 36 мест и небольшая трасса, оборудованная двумя мультилифтами. Сумасшедшими темпами развивается экологический курорт "Изки". К грядущему сезону там появятся еще несколько коттеджей, готовых принять на постой 90 человек, а для ночных катаний на трассы проведут освещение. Снег владелец базы гарантирует — в этом году он установил на склонах семь пушек. Очень быстро развивается комплекс "Плай" во Львовской области, расположенный рядом с трассой Киев—Львов—Чоп.

Несколько хороших горнолыжных баз есть в окрестностях Косова (Ивано-Франковская область): "Сокильское" в селе Тюдове, "Мигово" в селе Лопушна, "Перевал Немчич" (кстати, именно здесь легендарный комдив Василий Чапаев получил свой первый Георгиевский крест). Горки там, конечно, попроще, чем в Буковеле, а с драгобратскими и вовсе не идут ни в какое сравнение. Но для начинающих и лыжников среднего уровня тут созданы все условия. Так, международные эксперты оценили достоинства трассы длиной 1100 метров в "Мигово", и в феврале здесь пройдет Открытый кубок славянских народов среди параолимпийцев. Эти комплексы также предлагают хороший après ski: рестораны, кафе, множество других спортивных развлечений (бильярд, пейнтбол, сани, запряженные лошадьми, катание на снегоходах).

Самые молодые лыжные курорты — "Солнечная долина", "Цецино" — расположены неподалеку от Черновцов. Правда, из-за простых трасс и неразвитой инфраструктуры (рестораны и кафе, а также развлечения есть только на территории баз) они пока интересны лишь местным любителям лыж. По словам Олега Колодницкого, "владельца и директора горки и подъемников" (так он сам себя назвал) в селе Горбова, найти нормальные отели и рестораны можно только в областном центре. Зато в Горбовой, по утверждению Колодницкого, проложена самая длинная в Украине 250-метровая трасса для сноутюбинга.

Хорошее впечатление производит раскинувшийся на 50 га комплекс "Солнечная долина". Горнолыжная часть занимает в нем не более 15%. Остальная площадь отведена под лечебно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами и волейбольной площадкой, бильярдом и прочими спортивными развлечениями. Есть конюшня и даже мини-зоопарк. Кстати, у нас на глазах местный лев с удовольствием позавтракал неосторожно забредшим в его клетку петушком. База располагается на лесном холме. Оттуда и спускаются шесть трасс, три из которых (по 900 метров каждая) построены к нынешнему сезону. Их обслуживают два бугельных подъемника и один кресельный, а также два мультилифта. Трассы пологие, в хорошем состоянии, придутся по вкусу начинающим и середнячкам. На каждой станции подъемника у лыжников есть возможность выбрать любой из трех-четырех спусков. Есть пушки, ратраки, освещение для ночного катания. Построена отдельная трасса для катания на санках. Зимой один из прудов, имеющихся на территории комплекса, превращается в каток.

Масштабное строительство ведется в районе Ужокского перевала, на границе Львовской и Закарпатской областей. Лыжники со стажем привыкли, что искать подъемники в этом районе надо со стороны Закарпатья. Но жизнь вносит свои коррективы — курорты в Ужке, Щербине, Ставном стремительно деградируют или вовсе исчезли, а по ту сторону перевала Национальным комитетом спорта инвалидов Украины за бюджетные средства возводится горнолыжный курорт для параолимпийцев. Предполагается, что здесь будут не только горные лыжи, но и, например, лыжные гонки, биатлон. Правда, в нынешнем году курорт вряд ли заработает. Сейчас на въезде есть только пара деревянных зданий, а работы по строительству домов из кирпича и бетона только начинаются.

Грандиозные планы и старые проблемы

Владельцы горнолыжных баз уверяют, что у них есть все возможности не только вернуть украинских лыжников с европейских курортов, но и составить серьезную конкуренцию в борьбе за иностранных туристов. Частники готовы вкладывать в инфраструктуру даже с учетом ее долгосрочной окупаемости (к примеру, кресельный подъемник длиной около километра обходится в миллион долларов, а окупается минимум восемь-девять лет). Но из-за земельных вопросов инвесторы не спешат тратиться. Владелец подъемника в селе Шешоры Василий Якимишин начал обустраивать склон на горе Ганская более 20 лет назад. Давно бы построил возле подъемника отель и ресторан, но земельные наделы ему приходится арендовать у односельчан. "Я много раз пытался выкупить наделы, но люди не соглашаются. Видимо, ждут прихода крупного инвестора, который захочет построить здесь второй Буковель и даст каждому за его участок не меньше миллиона долларов", — сокрушается Якимишин.

С такой же проблемой столкнулся и директор горнолыжного комплекса мотеля "Арника" Василий Попадинец. "Наши инвесторы готовы вложить деньги в строительство трассы и установку кресельного подъемника, но на территории, где расположена база, вся свободная земля либо входит в состав природно-заповедного фонда, либо распаевана между местными жителями, а они своим участкам цены не сложат", — сетует он.

Примеров, когда у инвестора возникали проблемы уже после строительства комплекса, — множество. Самый громкий — скандал вокруг "Буковеля". В сентябре на земельные участки в селе Паляница, где расположен горнолыжный курорт, был наложен арест (см. "Портят лыжню", "Эксперт" №36 (273) от 20 сентября 2010 года). Кроме того, проводились обыски в туристическом комплексе "Буковель". Следствие интересовал перечень документов относительно землеотводов на участки, на которых стоит туркомплекс. "Мы покупали землю на аукционах согласно законодательству Украины, поэтому никаких претензий со стороны чиновников к нам быть не должно, — заявил "Эксперту" один из сотрудников туркомплекса. — Сейчас "Буковель" работает в нормальном режиме и готов к приему туристов".

А вот в Яремче, который во времена СССР был известнейшим оздоровительным курортом, новые трассы и подъемники вообще не строят. Город находится на территории Карпатского природного национального парка, руководство которого не дает разрешения на строительство горнолыжных объектов.

Дорогá  дорога

Не поспевает за развитием горнолыжных курортов и транспортная инфраструктура. Яркий пример — отрезок дороги длиной семь километров от поселка Ясиня до Драгобрата. На преодоление этого расстояния порой уходит целый час. Причем подняться на собственном авто мало кому удается (разве что на мощном джипе). Местных жителей отсутствие нормальной подъездной дороги беспокоит мало. Создается впечатление, что они специально не облагораживают две глубокие извилистые колеи, усыпанные камнями и колдобинами, чтобы не потерять дополнительный заработок. Ведь путь на Драгобрат на ГАЗ-66 или УАЗ-469 группе из нескольких человек обойдется минимум в 80 гривен.

В Славском руководители горнолыжных курортов нам тоже дали понять, что плохая дорога сознательно поддерживается в таком состоянии, чтобы к подъемникам лыжников доставляли местные жители на УАЗах. Те же проблемы подстерегают любителей горных лыж и в небольшом селе Ильцы неподалеку от Верховины. Только там подниматься к бугелю на горе Запитки придется пешком (около 300 метров) по колее глубиной сантиметров сорок. А вот горка придется по вкусу разве что начинающим.

Кстати, железнодорожные станции из всех курортов есть только в Славском, Ворохте, Рахове. От остальных станций, будь то Воловец, Черновцы или Сколе, до подъемников придется добираться на авто. В этом году "Укрзалізниця" пообещала, что скорые поезда из Киева и Днепропетровска будут следовать не только до Ивано-Франковска, а и до Ворохты. А от нее до многих курортов Прикарпатья — рукой подать (расстояние составляет от 20 до 40 километров). Мы убедились, что на железнодорожной ветке вовсю идут ремонтные работы.

На большинстве горок в сезон действует прокат снаряжения, работают инструкторы. Цены на комплект лыж, бот и палок стартуют от 60 гривен в сутки. Как правило, это Rossignol или Fischer четырех-пятилетней давности. Аренда более новых моделей стоит еще дороже — от 90 гривен и может достигать 130 гривен в день. А за час занятий с инструктором придется выложить от 80 гривен. На небольших горках такие инструкторы — это не всегда трезвые местные жители, которые не так давно сами научились стоять на лыжах. На больших курортах, как правило, трудятся сертифицированные специалисты. Правда, стоимость их услуг стартует от 120 гривен в час.

Давай лыжню!

Самое удручающее впечатление произвели на нас курорты, которые во времена Советского Союза были центрами горнолыжного спорта. К примеру, в Ворохте тогда существовал комплекс из четырех трамплинов (самый высокий — 90 метров) с искусственным покрытием и канатно-кресельная дорога длиной два километра. Рядом с ними располагалась база для спортсменов (уже несколько лет она закрыта якобы на ремонт). Трамплины и креселка из-за плачевного состояния уже года два не функционируют. Закрыта и находящаяся в ужасном состоянии лыжная трасса на горе Маковице. В состоянии длительного ремонта также находятся трамплины на олимпийской базе в Тысовце.

В Верховине одноименный лечебно-оздоровительный комплекс лет двадцать назад тоже производил совершенно иное впечатление. Единственная не слишком интересная трасса и видавший виды бугель принадлежат именно "Верховине". Людей к подъемнику возят на лошадях, впряженных в сани. Стоит эта услуга десять гривен с человека. Причем от поездки на санях вы наверняка получите больше удовольствия, чем от спуска на лыжах.

Не лучше выглядит турбаза "Теребля" в селе Синевир. Здание отеля очень старое и нуждается в ремонте. Специальной техники для расчистки дорог нет — снег зимой убирают сами жители лопатами. До спуска идти минут двадцать, специального трансфера нет. Трасса больше подходит для начинающих, но она не слишком удобна: у подножья — дома местных жителей, по краям спуска — деревянный забор, на склоне много деревьев. Кстати, в прошлом году из-за бесснежной зимы тут почти никто не катался, а о снежных пушках здесь и не слыхивали. Все эти комплексы находятся на балансе различных госструктур и госпредприятий, и их, видимо, не беспокоит плачевное состояние баз. "Нам не до базы в Закарпатье, мы сами едва выживаем, работаем всего два дня в неделю. Почему? Потому что находимся в госсобственности. А это всё равно что ничьи", — рассказали нам на киевском государственном заводе "Буревестник", на балансе которого находится "Теребля".

Однако трехнедельный патруль убедил нас, что частный капитал пробивается сквозь бурьян постсоветской эпохи. Наличие таких горнолыжных комплексов, как "Буковель", "Иски", "Драгобрат", "Красия", позволяет говорить о том, что отечественные лыжники смогут покататься на лыжах в родной стране. А трассы, несмотря на глобальное потепление, станут "заснеженнее" — ведь это главный фактор бизнес-успеха для всех владельцев трасс и подъемников. Наконец, относительная дешевизна украинских курортов и отсутствие виз привлекают туристов из ближнего зарубежья, пусть даже украинские Карпаты относительно невысоки и здесь не построишь столь длинных трасс, как в Альпах.

Киев — Волосянка — Славское — Плавья — Тысовец — Орявчик — Верхнее — Ужок — Щербин — Ставное — Вышка — Новоселица — Лумшоры — Турья Пасека — Поляна — Солочин — Чинадиево — Синяк — Ждениево — Межгорье — Синевир — Подобовец — Пилипец — Изки — Верхний Студеный — Вышков — Хуст — Кобылецкая Поляна — Рахов — Яблоница — Ясиня — Паляница (Буковель) — Яремче — Ворохта — Верховина — Косов — Шешоры — Выжница — Тюдов — Подзахарычи — Мигово — Новоселица — Горбова — Бояны — Черновцы

Иностранцы уже едут

Владимир Царук, руководитель Центра туристической информации:

— Насколько интересны отечественные горнолыжные курорты инвесторам?

— Этот сегмент сейчас стал довольно динамично развиваться. Разговоры о том, что Украина должна подать заявку на проведение зимних Олимпийских игр 2022 года только подогрели интерес инвесторов к этому направлению. Сегодня у нас есть пять-шесть объектов, которые можно назвать полноценными горнолыжными курортами. Там хорошие трассы, необходимая инфраструктура и в их развитие продолжают вкладывать деньги. Но этого недостаточно, поскольку спрос всё время растет. Поэтому я считаю, что в ближайшие годы в стране количество больших курортов должно удвоиться.

— В Украине множество мелких баз и далеко не все они развиваются. Как вы думаете, почему?

— На создание надлежащей инфраструктуры нужны колоссальные затраты. Деньги же зарабатываются на протяжении сезона. А лыжный сезон в Украине — это три-четыре месяца, лишь у нескольких курортов есть возможность работать чуть дольше. Естественно, при таком коротком сезоне рентабельность этого бизнеса не очень высока, а возврат вложенных средств происходит долго, что непривычно для инвесторов.

— У польских курортов, например, Закопане, тоже не слишком длинный сезон, и тем не менее ни на отсутствие туристов, ни на нехватку средств курорт не жалуется...

— Потому что Закопане развивается уже 60–70 лет, еще в 1930-х годах там появились первые лыжники и гостиницы-хижины. У них инфраструктура, наработанная десятилетиями. Даже если зимой в Закопане нет снега, то туристам всё равно есть чем заняться. Им предложат массу других развлечений, например, аквапарк, различные фестивали, множество интереснейших экскурсий. Всего этого очень не хватает нашим горнолыжным курортам.

— У нас есть какое-нибудь конкурентное преимущество перед иностранными курортами?

— Когда в горах есть снег, к нам приезжают кататься на лыжах иностранцы: поляки, словаки, австрийцы. К слову, они составляют примерно пятую часть всех туристов на наших курортах. Почему? Потому что здесь всё намного дешевле, а сервис и инфраструктура не настолько плохи.

Записала Светлана Рябова

 



Местные власти — иждивенцы

Александр Марченко, начальник управления по вопросам евроинтеграции, туризма и курортов Закарпатской областной государственной администрации:

— Насколько ощутим интерес частного бизнеса к горнолыжным курортам вашего региона?

— У нас 77 подъемников, почти все они — частные. Частный капитал идет сюда охотно, что особенно стало заметно в последние годы. Владельцы развивают свои базы, покупают снежные пушки, ставят подъемники, строят гостиницы и кафе. Вот яркий пример. В прошлом году на горе Красия бизнесмены поставили двухэтапный кресельный подъемник, привели в порядок трассу. Сейчас это место очень популярно среди лыжников. Кроме того, они купили снежные пушки, в нынешнем году обещают, что снег будет на всех трассах, независимо от того, насколько снежной будет зима.

— С какими проблемами чаще всего сталкиваются бизнесмены в этой отрасли?

— Самый сложный вопрос — земельный. Дело в том, что инвестор обычно арендует тот участок земли, под которым расположены опоры подъемников. Земля, по которой идут лыжные трассы, или просто прилегающие к подъемникам участки — всё это собственность общин. И они, видя наплыв туристов-лыжников, начинают требовать от владельцев подъемников и баз мзду за то, что люди ходят по их земле. А если инвестор предлагает выкупить у них участки, они взвинчивают цены. Я знаю примеры, когда бизнесмены из-за этого сворачивали свой бизнес со словами: "Забирайте свою землю и сажайте там картошку".

— Но ведь местная власть в состоянии выступить арбитром между бизнесменами и селянами. Да и может оказать посильную помощь инвесторам, желающим развивать курорты. Почему же этого не происходит?

— У местных советов совершенно иждивенческие настроения. Им мало того, что пришел инвестор, потратил несколько миллионов долларов, поставил подъемник, построил отель и рестораны, обеспечил работой население и платит отчисления в бюджет. Они еще считают, что бизнесмены должны взять на себя заботу обо всём селе — заниматься там благоустройством, вывозом мусора, строительством и ремонтом дорог.

— Какую долю в бюджете занимают поступления от горнолыжных курортов?

— Всё зависит от того, что это за курорт. Вот в Свалявском районе от туризма и рекреации поступления в местный бюджет составляют 30 процентов. Большое значение также имеет развитость инфраструктуры и количество предоставляемых услуг. Сколько всего денег крутится в этой отрасли, мы подсчитать не можем. Все переходят на единый налог, платят по 200 гривен ежемесячно, а когда у них оборот превышает 500 тысяч гривен, они попросту начинают дробиться — отдельно выводить ресторан, гостиницу и прочее. У нас половина турбизнеса находится в тени: органы статистики собирают данные только по юридическим лицам, а ведь население активно сдает свои дома и комнаты в аренду лыжникам.

— Сколько всего средств из областного бюджета в прошлом году было выделено на развитие курортов?

— На областную программу развития туризма и рекреации за последние три года выделялись суммы в пределах 500 тысяч гривен ежегодно. Эти деньги пошли на подготовку концепций развития перспективных территорий, выпуск каталогов, участие в различных выставках и мероприятиях, проведение фестивалей.

Записала Светлана Рябова



Бронь крепка на Новый год

Борис Зелинский, директор группы компаний "Кандагар":

— Как правило, активные продажи путевок на горнолыжные курорты Карпат начинаются с середины ноября. В первую очередь бронируются "до- и послепраздничные даты", так как отдых в эти дни на порядок дешевле. Но основную часть дохода туроператоров с зимних продаж составляют реализованные путевки на "высокие даты" — Новый год и Рождество, поскольку в этот период цены намного выше и, соответственно, комиссионное вознаграждение турфирм тоже больше.

Что касается инфраструктуры, то хорошо развит в этом плане у нас только один горнолыжный курорт — "Буковель".

Записала Ирина Чухлеб



Куда вострить лыжи

Самый шикарный

Среди большой тройки украинских горнолыжных курортов — "Славское", "Драгобрат", "Буковель" — пальму первенства участники патруля безоговорочно отдали последнему. Он действительно тянет на курорт европейского уровня. База построена десять лет назад на голом месте, близ села Паляница у подножия горы высотой 1127 метров, которая и дала название этому комплексу. Сегодня курорт эксплуатирует шесть основных вершин, а полтора десятка подъемников связаны в единую сеть. Общая протяженность трасс — немногим более 50 километров. Чтобы сгладить неровности рельефа и обеспечить комфортное катание, склоны засажены специальной травой. Все трассы оборудованы снеговыми пушками, к работе готово несколько ратраков, а пару трасс имеют искусственное освещение, что позволяет кататься с 17.00 почти до полуночи.

Инвестиции в курорт оцениваются примерно в 300 млн гривен, в день он может обслуживать до 15 тыс. человек. В этом сезоне трасс и подъемников не добавилось. Однако "Буковель" по-прежнему похож на большую строительную площадку: трактора ровняют склоны под новые коттеджи, туда-сюда снуют огромные грузовики, рабочие что-то замешивают, тянут, крепят. Вскоре первых постояльцев примет комфортабельный отель "Ирис". Но несмотря на это, курорт будет дорожать. Стоимость подъема, как и прежде, обойдется в 10–30 гривен, а вот найти комнату в гостинице в высокий сезон дешевле тысячи гривен в сутки будет всё сложнее и сложнее. Более дешевое жилье находится вне территории комплекса.

В село Паляница по-прежнему ведет узкая петляющая двухполоска, которая откровенно не справляется с потоком туристов в сезон. Строительство альтернативной дороги пока далеко от завершения.

Самый высокогорный

"Драгобрат" — курорт для опытных лыжников. Здесь самые сложные и длинные трассы. В то же время это просто рай для любителей фрирайда. Да и цены на проживание (от 200 гривен в сутки с человека), а также другие услуги на этом курорте намного ниже, чем в "Буковеле". Ночью трассы не освещаются. Нет и пушек. В них просто нет надобности, ведь на самом высокогорном лыжном курорте Украины снег не тает до мая.

Хозяева отелей вовсю готовятся к началу сезона. На турбазе "Вершина Карпат" строители заканчивают последние приготовления к пуску нового кресельного подъемника длиной 1200 метров. Кстати, это самая высокогорная креселка в Украине. Кроме того, на "Драгобрате" работают четыре бугельных подъемника длиной около километра, которые доставляют лыжников на гору Стог. У владельцев подъемников есть планы ввести единый электронный билет, но сделать это пока не получается — нужно протянуть длинный кабель через лес.

Кроме нового кресельного подъемника, в нынешнем сезоне заработает пять новых отелей, откроется небольшое кафе на склоне возле трассы. Всего на курорте около полусотни отелей. "Но как только нужно сдавать деньги на строительство дороги, такое впечатление, что на "Драгобрате" не больше двадцати отелей", — жалуется владелец "Вершины Карпат".

Самый железнодорожный

В прошлом Славское было тренировочной базой советской сборной, теперь здесь тренируется сборная Украины (на базе "Динамо-Тростян"). Главное преимущество поселка в том, что от железнодорожной станции до горок — рукой подать.

В Славском и сейчас часто проходят соревнования по горнолыжному спорту. На курорте есть спуски на любой вкус. Кроме того, здешние склоны давно облюбовали любители фрирайда и целины. Почти трехкилометровая креселка на Тростян оспаривает звание самой длинной в стране у "Захара Беркута" в Волосянке. Подъем занимает полчаса, а очереди на подъемник — обычное явление. Да и ломается старая креселка нередко.

Очень непрезентабельно выглядит подножье горы Погар (841 метров): всюду разбросан мусор, в беспорядке стоят вагончики. Освещение — это ржавые, изрядно погнутые фонари вдоль бугеля. Поодаль мы обнаружили готовящиеся к монтированию конструкции кресельника швейцарского производства. Один из рабочих, перебрасывая из руки в руку топор, рассказал нам, что парнокресельный подъемник тут появится не раньше чем через год.

Инфраструктура поселка не поспевает за растущим интересом наших сограждан к горным лыжам, поэтому каждому второму приехавшему сюда туристу приходится ночевать в съемной квартире.

Двойное имя

"Подобопилипец" — это на самом деле два курорта: "Пилипец" и "Подобовец". Оба хорошо известны заядлым лыжникам, которые, кстати, и объединили эти курорты под одним названием. Дело в том, что с трасс "Подобовца" легко переехать на сноуборде или лыжах на трассы соседнего курорта "Пилипец".

В обоих селах достаточно отелей и частных усадеб. При въезде на курорт "Подобовец" — учебная трасса длиной 400 метров. Бугельный подъемник функционирует круглосуточно. Здесь можно кататься даже ночью, так как трасса освещена. Чуть дальше — два бугельных подъемника и несколько уже более серьезных трасс, которые подойдут даже опытным сноубордистам и лыжникам. Однако чтобы попасть на все эти три подъемника, придется отстоять отдельные очереди — единого билета нет.

У первого же отеля при въезде в Пилипец — бугельный подъемник (500 метров) и учебная трасса. Остальные развлечения и серьезные трассы расположены чуть глубже в горах, там же находятся и шесть других подъемников. Оборудование — австрийского производства, но уже не новое. "У меня несколько трасс разных категорий — более 20 километров в целом. Самая длинная — около шести километров", — рассказал "Эксперту" директор горнолыжной базы "Затишок" Александр Мицевич.

Остальные пять подъемников принадлежат различным собственникам. Два бугельных (по обе стороны от креселки) — ЧП "Боржавские полонины" (1560 и 800 метров), один небольшой бугельный подъемник — отелю "Шепіт Карпат" (400 метров), еще два бугеля расположены в паре километров на горе Жид Магура (1100 и 900 метров) и относятся к базе "Магура".

В целом эти два курорта произвели на нас хорошее впечатление. Единственное неприятное воспоминание — дорога, которая ведет к Подобовцу: крутой подъем, отсутствие асфальтового покрытия, ямы...



 

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Блинов
Вертикаль Карпат

В горнолыжных поездках в Карпаты по-прежнему остается много чего-то такого, воспетого в советской бардовской песне. Несмотря на наличие современных лыж, машин, отелей, слова Владимира Высоцкого о парне, которого надо тянуть в горы, чтобы понять, кто он такой на самом деле ("Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"), всё еще очень актуальны.

Во-первых, до горнолыжных подъемников надо как-то добраться. По железной дороге, по большому счету, можно доехать только до Славского. А вот к остальным горкам путь непрост: надо договориться на вокзале с частником (это проще всего), погрузить в его "Жигуль", микроавтобус или "газон" свою поклажу и, закрыв глаза на изрядно изношенную резину, довериться судьбе. Вдобавок существует вероятность того, что, отправившись на самые популярные курорты, вы попадете в пробку, достойную городов-миллионников.

Нередко приходилось оказываться в ситуации, когда движение к заветному курорту вообще стопорилось и приходилось проявлять навыки фигурного вождения, объезжая сползающие вниз автомобили, которые не смогли проехать по ледяной отполированной дороге. Уже в самом начале "Лыжного патруля", в сухую осеннюю погоду преодолевая восемь километров от Славского до Волосянки, мы неоднократно спрашивали у местных жителей, как машины проезжают тут зимой. На этот вопрос получали достойный любого гуцула флегматичный ответ: "Тут усяке бувало".

Во-вторых, поселившись в отеле-усадьбе-коттедже, нужно приготовиться к различным неприятностям: идеальной слышимости, прокуренным комнатам, слабому напору воды из крана и нестабильному напряжению в электросети. Определенная гарантия избежать этого — номера по заоблачной цене в высокий сезон (если гостиницы расположены рядом с подъемником), ведь капитального строительства на всех не хватает.

В-третьих, добравшись до горки, нередко приходится толкаться в толпе у подъемника, оттаптывая лыжи себе и соседу. А потом, не ровен час, можно зависнуть на "вытяге" на полпути и гадать, есть ли резервное дизель-питание на этой креселке или тебя будут снимать с помощью лестниц и альпинистского снаряжения. Путешествуя по Карпатам, мы обнаружили подъемники, которые идут к заветной вершине около получаса. За это время даже не в мороз можно сильно замерзнуть и заболеть.

В-четвертых, как правило, не существует отдельных трасс для новичков и опытных лыжников, а также сноубордистов, что иногда приводит к очень серьезным столкновениям и травмам, а также отпугивает тех, кто неуверенно чувствует себя на горке. Культура катания на наших трассах заметно ниже, чем, скажем в Словакии и Польше, не говоря уж о том, что ближе к вечеру всё больше встречается любителей катания "под мухой". Владельцы некоторых подъемников именно этим фактором объясняли нашему патрулю свое решительное

Светлана Кондрашова, Ирина Чухлеб, Эксперт

22 листопада 2010р.

Теги: курорт, гірськолижний, Драгобрат

Коментарі

2010-11-27 / 19:47:00
Як зроблять безвізовий режим з ЄС всім цим "базам" з таким сервісом прийде кінець.

zima 2010-11-23 / 18:51:00
А чому про Красію нічого не написано

НОВИНИ: Спорт

13:07
/ 1
Відбулися матчі 2 туру вищої ліги чемпіонату Закарпаття з футболу
23:20
В Ужгороді відбуваються відкритий турнір з дзюдо серед юнаків та дівчат і Кубок Ужгорода
13:28
/ 2
Відбулися матчі 1 туру вищої ліги чемпіонату Закарпаття з футболу
10:33
На Ужгородщині затримали наркоторговців
20:27
Кіберполіція заблокувала Telegram-канал, що лякав терактами в школах Мукачева
12:46
Закарпатці повернулися з нагородами з чемпіонату України з пауерліфтингу
20:42
В Ужгороді відбувся турнір пам'яті полеглого захисника Данила Богуславського
10:38
/ 6
Зимова першість Закарпаття з футболу: блокпостів біля стадіонів не буде, але й "ухилянтів" не прихищатимуть
10:28
/ 1
Стадіони у Минаї та Ужгороді допущені до УПЛ, хоча освітлення відсутнє
11:24
/ 3
5 організаторам підпільних гральних клубів на Закарпатті повідомили про підозру
20:53
/ 5
Закарпатська облрада просить УАФ дозволити й надалі проводити футбольні матчі на стадіонах "Авангард" та "Минай-Арена"
23:48
/ 4
Вартість встановлення освітлення на стадіоні "Минай Арена" сягне близько 16 млн грн
16:36
/ 1
На Закарпатті за допомогою квадрокоптера "вичислили" двох "ухилянтів"-"плавунців"
11:19
/ 9
УАФ заборонила матчі на "Минай-Арені" та "Авангарді" в Ужгороді до встановлення освітлення
23:41
Результатом благодійного забігу до Дня Святого Миколая в Ужгороді стали зібрані майже 40 тис.грн
12:41
/ 2
ФК "Минай" втратив ключових футболістів – Любеновіч
17:02
/ 1
Військовослужбовець із Закарпаття Андрій "Бродяга" Ткачук здобув "бронзу" Чемпіонату світу з бігу на 24 години
14:00
/ 3
За останні 2 дні "Минай" покинули вже 5 гравців
16:55
Закарпатський Воловець прийме Кубок України з армреслінгу
11:36
Закарпатські пауерліфтери повернулися з кубка України з медалями і навіть рекордом
15:20
Матч "Минаю" з "Динамо" в Ужгороді перенесено на весну через повітряну тривогу та відсутність освітлення на стадіоні
16:09
У Мукачеві відбулися змагання з художньої гімнастики "Мукачівська зірочка"
16:46
Мукачівці долучилися до забігу проти насильства
11:39
/ 1
Поліція розповіла про обставини зіткнення легковика, вантажівки, мікроавтобуса і велосипедиста у Вонігові на Тячівщині
10:40
/ 1
У Мукачеві сьогодні стартують чемпіонат Закарпаття та відкритий Кубок Мукачева зі змішаних єдиноборств (ММА)
» Всі новини