Василь Йовдій: "Найкращий інвестор - виходець із Тячева!"

(Мовою оригіналу)
Моя попытка "с колес" выяснить, что думают о главе Тячевской райадминистрации местные жители (самого большого сельского района не только в области, но и в Украине) безнадежно провалилась. Я спрашивал о нем каждого встречного - и постоянно получал разные ответы. Кто-то хвалил Василия ЙОВДИЯ за все, что только возможно, кто-то на прямой вопрос о "качестве" местной власти демонстративно отворачивался, кто-то недовольно замечал, что район остался самым коррумпированным в области.

Василь Йовдій: "Найкращий інвестор - виходець із Тячева!"

Однако и сторонники, и противники нынешнего руководителя района отдавали должное новым тенденциям: именно с появлением команды Йовдия у руля Тячевщины там началось хоть какое-то капитальное строительство, а регион перестал быть вечным аутсайдером Закарпатской области — по многим показателям он поднялся с традиционно последнего места на почти "призовое" 4—5-е.

С разговора об этих изменениях я и начал беседу с Василием Йовдием — как ни крути, но большинство руководителей в Украине предпочитают больше хвастать масштабными планами на грядущее, чем реальными свершениями.

"Скорая" как индикатор справедливости

— Придя к власти в районе, вы изменили сложившийся подход к управлению ресурсами?

— Я "родом" из бизнеса, поэтому в своей деятельности отошел от традиционного для чиновников пути латания дыр. Решил вкладывать деньги в модернизацию.

Вместо того чтобы распылять средства, мы их концентрируем на конкретных объектах. Например, в медицине сосредоточились на районной больнице. За последние 16 лет там ничего не построили и не отремонтировали. А мы за 2 года направили туда 7 млн. грн.! И сделали качественный ремонт без помощи из государственного и областного бюджетов. Сегодня у нас приемное отделение — европейского уровня, возможно, лучший в стране районный операционный блок...

— Перераспределять денежные потоки — это, конечно, важное умение. Но во всех учебниках по менеджменту сказано, что изменения структуры с точки зрения эффективного управления значительно важнее. Вы какую-нибудь структуру перестроили?

— Мы создали уникальную для украинского села систему "скорой помощи".

Раньше "скорая" была закреплена за местной больницей. Финансирование шло за счет сельских бюджетов. Что означало на деле практически полное отсутствие средств, даже на бензин не было денег.

В случае несчастья больной искал "крутого" сельского голову или кума-главврача — без их содействия машина могла вовсе не приехать. "Феодальная знать" считала, что "скорая" — это их собственность.

Я забрал "неотложку" с баланса сельсоветов и полностью перестроил систему. Мы создали вертикаль. Сигнал после телефонного звонка от больного поступает в "скорую" районного центра. Та определяет, какая машина, из какого населенного пункта ближе к пациенту, — и посылает вызов. Все, как в городе. Машина больше не может не поехать, а больному не придется упрашивать "нужных" людей.

Это новшество я придумал. И система работает уже 6 месяцев. Жалоб со стороны населения стало значительно меньше!

Кроме изменения структуры, купили в этом году 7 новых санитарных машин, всем работникам "скорой" пошили новую форму, получили свою радиочастоту, 180 тыс. грн. выделили на медикаментозное обеспечение — "скорая", кроме всего прочего, перестала быть просто "медицинским такси".

Почему такое внимание именно "скорой"? Потому что в случае болезни человек оказывался особенно беззащитным в связи с существующим общественным расслоением. Я вырос в бедной семье и очень болезненно отношусь к унижению человека по имущественному признаку. Каждый имеет право на элементарное уважение, каждый — личность.

— Что еще вы можете причислить к своим успехам на посту главы райадминистрации?

— Мы создали лучшую сельскую пожарную службу — мне даже орден дали через МЧС! У нас лучший Дом культуры в Украине. Построили первую школу в районе за годы независимости! Строим дороги — причем я решил, что в первую очередь будем прокладывать их к храмам и монастырям.

По-настоящему горжусь тем, что простой человек получил надежду. Надежду на то, что власть прислушается и решит его проблему. Теперь в районе любому начальнику говорят: "Не сделаете сами, я дойду до Йовдия". Люди знают, что я всегда их приму и выслушаю.

— Тем не менее район отнюдь не выглядит процветающим.

— К сожалению, не все проблемы мы можем решить сами! Возьмите нашу самую серьезную головную боль — Солотвинский солерудник. Ситуация там катастрофическая, одну шахту затопило, карстовые процессы угрожают населенному пункту.

Что мы можем поделать, если солерудник недофинансируется годами и от нас не зависит — это ведь госпредприятие! Мы видим, например, как скверно там идет работа, но никак повлиять не можем. Ни снять, ни назначить директора...

А все жалобы от местных жителей — главе райадминистрации! Я считаю, что сложившаяся система несправедлива. Руководители госпредприятий должны назначаться по согласованию кандидатуры с представителями местных органов власти. Иначе для директора главное — угодить министру. И вот он уже маленький царек!

Рынок против лесопилки

— Как обстоит сегодня дело с самой "темной" отраслью — лесной? Ведь у вас в районе большое количество не только государственных, но и "колхозных" лесов, которые вырубаются фактически бесконтрольно.

— Это очень тяжелый и больной вопрос. На охрану этих лесов из госбюджета не выделяется ни копейки. А еще в таких лесхозах — постоянная задолженность по зарплате.

— Не считаете ли вы, что раз уж не удается передать леса государству, то контролировать их должна районная власть?

— Из райбюджета мы не профинансируем их охрану. Все леса должны быть переданы государству! Зачем им два хозяина?

Больше скажу. Я против и того, чтобы вырубку в лесхозах проводили частные предприниматели. Ведь как получается: Иванову дают разрешение вырубить в конкретном урочище тысячу кубов. Тот строит дорогу, "берет" свою тысячу, а на следующий год разрешение рубить там получает Петров — и бесплатно пользуется дорогой, которую строил Иванов.

Это неправильно. Если уж отдавать урочища предпринимателям в эксплуатацию, то на длительный срок. Тогда инвестору будет целесообразно вкладывать деньги в инфраструктуру.

Но на самом деле каждый частник ориентирован на максимальную выгоду. А в лесной сфере нужно думать и о сохранении ресурсов.

— Когда говорят о проблемах с лесом, всегда вспоминают о необходимости переработки — это ведь рабочие места и дополнительные деньги. Только вспоминают без особого результата. Вот у вас в районе почему переработки древесины нет?

— Ну, не то чтобы совсем нет. Какая-то есть. Но по сравнению с объемами заготовки древесины это, конечно, капля в море.

Хотя я вам снова как бизнесмен скажу — переработки нет, потому что это определено рынком. И тут ничего не поделаешь — это не от нас зависит. Да и советские мощности давно потеряны.

— Тем не менее у вас остаются кое-какие руины советских заводов, о "потенциале" которых то и дело вспоминают в Кабмине.

— Моя позиция многим не нравится, но я утверждаю — у Тячевщины нет производственных перспектив! Те заводы, которые у нас работали, — представляли преимущественно военно-промышленный комплекс. Кому это сегодня нужно?

Да и при сложившейся системе отношений поднять старые предприятия невозможно. Есть у нас вертолетный завод в поселке Дубовое. Нашелся инвестор, готовый предложить к реализации там ряд проектов. Ну, побывал я два раза в министерстве. Я, глава администрации, три дня ждал аудиенции у замминистра. И толку?

Инвестор хочет завод либо в аренду, либо в собственность — за реальные деньги, по реальной цене. А министерство обороны смотрит в бумаги — у них значатся не руины, а прекрасный завод. Цена их не устраивает. Но предприятия-то давно нет!

Считаю, что такие объекты нужно передавать в коммунальную собственность. А региональные власти уж найдут способ их выгодно перепродать.

— О каком утерянном советском наследии вы больше всего жалеете?

— Наибольший вред району причинили, когда уничтожили нашу узкоколейку — она шла от поселка Тересва глубоко в горы, к Турбату, к перевалу Легионеров.

Можете себе представить — ее продали на металлолом! Местные руководители в то время хотели показаться "хорошими", погасить задолженности по зарплате. Вот с 1998-го по 2002 г. и распродали то, что еще чехи до Второй мировой построили.

А ведь дорога была уникальной. Она могла бы привлечь сюда орды туристов, стать жемчужиной Закарпатья!

— В чем вы видите перспективы для своего региона?

— Туризм и только туризм! Мы с "советом старейшин" (я ведь создал у нас особый совет, в который вошли руководители крупнейших предприятий — не дело выбрасывать советский опыт) разработали три перспективных направления, которые могут поднять регион.

Первое — это работающая в Солотвино аллергологическая больница, где пациентов лечат под землей в соляных шахтах.

Второе — это термальные источники в Теребле.

И третье — реликтовые леса и пещеры Малой Угольки.

Обсуждаем возможность восстановления хотя бы участка узкоколейки от Усть-Черной. Ведь из Теребли пустить состав нереально, все уже уничтожено.

А еще для нас интересен проект возобновления международного железнодорожного сообщения с румынским Сигетом. Пусть хотя бы один-два поезда пустили: Сигет—Львов, Сигет—Киев. Там же есть широкая колея!

Жилплощадь на три поколения вперед

— Сегодня местные власти становятся и дойной коровой, и козлом отпущения для сил, участвующих в президентской гонке. Вас какие предвыборные инициативы больше всего коснулись?

— Таких много. Вот правительство, например, пообещало всем бесплатно госакты на земельные участки выдать — до конца 2009 г. Это абсурд! Таким образом, за четыре месяца нам нужно выдать около 20 тыс. актов — со скоростью 700 документов в сутки! При том, что в земельном отделе работает дюжина сотрудников. Геодезические съемки с октября уже в условиях наших гор вообще не сделаешь — не та погода.

Да и кто платить за это будет? Ведь только справка из БТИ стоит 300 грн.! А Юлия Владимировна скажет — это все власти на местах мои прекрасные инициативы тормозят.

Правительство местные власти на колени ставит. Вот, например, ситуация с индексацией цен на энергоносители. Цена на газ в бюджете на 2009 г. была заложена около 2 тыс. грн. А в феврале ее пересмотрели — и вот она уже больше 2100 грн. Но насчитали-то новую цену с 1 декабря 2009 г.!

Сейчас начинается новый отопительный сезон — ни у одного сельсовета нет денег на топливо. Ведь все средства уже использовали, бюджет до установления новых цен рассчитывался!

Думаете, дадут из Кабмина индексацию к отопительному сезону? Это будет чудо! Если мы не получим дотацию на защищенные статьи бюджета, нам придется деньги из капитального строительства отдать на "проедание".

А игровой бизнес? Каждый сельский голова предусмотрел деньги от налоговых поступлений от "игровиков" в бюджет. А теперь там что? Дыра!

Налог на транспорт. На 2009 г. была установлена одна ставка. Потом в дело вмешались политики, и ее уменьшили. Но ведь в местные бюджеты уже были заложены другие цифры! Снова дыра! И эти примеры можно продолжать и продолжать.

В прошлом году мы зарабатывали на том, что свободные деньги вкладывали в банки. Теперь вышел запрет на такую деятельность. Но почему, что плохого в том, что мы дополнительно зарабатывали для района около 1 млн. грн.?

А газификация? За последние два года на нее не выделили ни копейки! Мы вели работы только за счет районного бюджета. И тут Юлия Владимировна пообещала, что Кабмин даст деньги в этом году на газификацию населенных пунктов. Но это лукавство! Посмотрите, сколько времени осталось до конца года. Даже если деньги завтра дадут, думаете, успеем процедуру тендера провести? А год кончится — деньги не освоены. Кто виноват? Правильно, снова местные власти.

— Повлиял ли кризис на ситуацию с безработицей в регионе? Многие ли вернулись с заработков из-за рубежа?

— У нас по сравнению с другими районами Закарпатья нет такой проблемы. Возвращались те, кто не имеет достаточной квалификации. А Тячевский район — неординарный. У нас самые трудолюбивые и квалифицированные кадры.

Да и кто же из Европы вернется? Тем более что многие наши люди имеют бизнес-структуры за рубежом и берут на работу земляков. Небольшой отток есть только из России. Но на безработицу это не повлияло.

— Поиски инвесторов для региональных властей — это в Украине как поиски жениха для принцессы, процесс почти сказочный. Вы какого инвестора считаете идеальным?

— Лучший инвестор — выходец из Тячева. Во-первых, он понимает местный менталитет. И во-вторых, никогда не даст заднего — из уважения к родителям, родственникам, ради сохранения имиджа.

Опыт это подтверждает. Пока что самые крупные капиталовложения в инфраструктуру региона сделали выходцы из Тячевщины.

Есть у нас и другие инвесторы, но местные — самые лучшие. Они любят родной край.

— Закарпатье, как никакой другой регион Украины, испытывает проблемы с распределением земли. Из-за малоземелья в некоторых селах на человека приходится пай всего в полторы сотки сельхозугодий — что несопоставимо с несколькими гектарами на душу в "большой Украине". С многими конфликтами приходится сталкиваться?

— Чтобы избежать обвинений и конфликтов, я придумал особую схему. По правилам, для выделения земли за пределами населенных пунктов необходимо распоряжение главы райадминистрации. Но мы не даем разрешения на выделение участков без согласования с сельскими головами. Почему?

Очень просто — мы не можем в районе иметь достоверную информацию о том, кому исторически принадлежал тот или иной участок до советского времени. Ведь у нас еще живы люди, которые помнят, чей надел был до 1946 г. Мы обязательно обращаем на это внимание. Думаю, это правильно.

— Недавно Закарпатский облсовет принял решение ограничить выделение земли под индивидуальную застройку в некоторых населенных пунктах тремя сотками. Думаете, это коснется Тячевщины?

— Да разве что-нибудь построишь на 3 сотках? У нас размах любят! Думаю, что для наших населенных пунктов это не проблема. Кроме того, тут три поколения уже могут ничего не строить, и недостатка жилья не будет! Ведь здесь как принято — каждый отец к 15—16-летию сына обязательно построит ему дом. Это менталитет!

Имеется другая проблема — так называемое 610-е постановление Юлии Владимировны по запрещению отчуждения лесов. Мы не имеем возможности развивать туризм. Как строить горнолыжные курорты, турбазы? Ведь единственно доступная земля — это лес.

Приходит ко мне инвестор из Чехии, желающий вложить деньги в инфраструктуру туризма, — дайте земельный участок. Я говорю — отлично, давайте поедем в Киев, в министерство, будем что-то решать, просить. А он знаете что отвечает? "Не я должен упрашивать вас, а вы меня — ведь это у меня деньги". И он стопроцентно прав!

А чиновникам в Киеве настолько до лампочки, будет в Тячеве турбаза или нет... Нужно отнять у них право решать за нас!

Справка

Василий Михайлович Йовдий, председатель Тячевской районной государственной администрации Закарпатской области. Назначен на должность распоряжением Президента Украины от 22 июля 2008 г. До этого Василий Йовдий был первым зампредседателя РГА и и. о. председателя.

Адрес райадминистрации: 90500, Закарпатская обл., г. Тячев, ул. Независимости, 30, тел. 8 (03134) 2-11-55.

Семен Резник, 2000
09 жовтня 2009р.

Теги: Василий Йовдий, Тячевский, Тячевщина

НОВИНИ: Соціо

18:22
"Укрзалізниця" ще цьогоріч планує запустити потяг "Київ – Кошиці"
15:29
/ 2
Як "танець з бубном" за вітряки на Руні гудуть сільрада, лісівники та закарпатська влада
14:15
/ 1
Приватний поїзд "Прага – Чоп" сьогодні здійснив свій перший рейс
11:22
/ 3
Запис мого діда і сепаратне святкування Паски
11:11
/ 1
У Ракоші Вишківської громади попрощалися з полеглим Героєм Святославом Корнійчуком
20:19
/ 4
В Ужгороді на об'їзній депутати-"слуги" планують "роздерибанити" понад 1 га землі із заниженням вартості в 10 разів
21:59
/ 20
На Закарпатті було зроблено спробу дестабілізації шляхом перекриття доріг "через мобілізацію". Поліція звільнила проїзд
18:44
/ 36
Головою Ужгородського міськрайонного суду переобрано Віктора Данка
18:38
На війні поліг Віталій Петах зі Страбичова Мукачівської громади
02:00
/ 29
Комбат Руслан Каганець: "Без людей виграти цю війну неможливо. Ми не зробимо мільйон роботів із штучним інтелектом, які за нас воюватимуть"
00:32
/ 1
Відсьогодні на Закарпатті розпочалася нерестова заборона
21:48
Біля Солотвинського солерудника виявлено смітники, пластикові пляшки в карстових проваллях і забруднення потоку Глод
16:44
/ 3
В Ужгороді пойдуть чемпіонат України з велоспорту-МТБ та чемпіонат області
11:26
/ 4
На війні з росією поліг Ігор Сакало з Горінчова Хустського району
10:53
У лютому споживчі ціни на Закарпатті в цілому не зросли – статистика
11:15
"Щасливі діти" запускають новий цикл відновлювальних ретритів для мам із дітьми "Сила Карпат"
10:56
/ 6
В Усть-Чорній на Тячівщині попрощалися з полеглим Героєм Октавіаном Коненком
22:53
/ 3
У понеділок в Сваляві проведуть в останню дорогу полеглого 21-річного Героя Василя Томащука
22:20
/ 2
У Великій Копані попрощалися з Віталієм Чонкою, що загинув на Запоріжжі ще торік у червні
15:31
У лютому в порівнянні з торішнім груднем ціни на продукти харчування та безалкогольні напої зросли на 1,4%
14:57
Торік на Закарпатті прийняли в експлуатацію житла на 17,8% більше, ніж у 2022-му
14:10
/ 1
Кабмін перерозподілив освітню субвенцію на 2024 рік: місцеві бюджети Закарпаття втратили 2,4 млн грн
23:00
/ 3
На війні поліг ровесник Конституції України Василь Цьока з Крайникова Хустської громади
18:40
/ 1
Загинув Герой з Вишківської громади Святослав Корнійчук
11:17
/ 1
У Берегові діти принесли додому з річки стару протитанкову міну
» Всі новини