Блиск і злидні закарпатського золота

(Мовою оригіналу)
Сразу же после обретения независимости Украина начала помышлять о собственном золоте. Но лишь 24 сентября 1999 года государственная комиссия приняла в Мужиево, что на Закарпатье, уже работающую обогатительную фабрику, а еще через четыре дня в присутствии президента Леонида Кучмы на свет появился первый слиток.

Блиск і злидні закарпатського золота

С тех пор прошло восемь лет. Что происходит сегодня с золотодобывающей промышленностью? Оказывается, единственный в стране золотой рудник простаивает больше года.

Тяжкие муки «рождения»

Первый золотодобывающий проект — промышленное освоение Мужиевского золотополиметаллического месторождения — был «благословлен» постановлением Кабмина 16 мая 1995 г., которым было признано «целесообразным привлекать для финансирования работ, связанных с освоением Мужиевского месторождения, негосударственные средства в соответствии с действующим законодательством». Толчком же к становлению отрасли послужило постановление Кабмина «О государственной программе создания и концепции развития золотодобывающей и золотоперерабатывающей отрасли на период 1996—2005 годов» от 16 мая 1996 г. № 532 (известное как госпрограмма «Золото Украины»). Уже в августе 1995-го появилась государственная акционерная компания (ГАК) «Укрзолото» с целью «...создания и развития золотодобывающей и золотоперерабатывающей промышленности и проведения экономического эксперимента по привлечению иностранных инвестиций для укрепления этой отрасли». «Укрзолоту» передали для разработки 5 месторождений Украинского кристаллического щита (драгоценные и редкие металлы, в т. ч. мужиевские залежи золота). По инициативе Минпромполитики через 14 месяцев ГАК ликвидировали, а постановлением КМ от 28 марта 1998 г. создана ГАК «Украинские полиметаллы» с целью реализации госпрограммы «Золото Украины».

Указ президента «О Государственном департаменте золотодобывающей и золотоперерабатывающей промышленности» подписан 30 апреля 1998 г. № 393/98. Госдепартамент ликвидирован постановлением КМ от 27 декабря 2001 г. № 1758.

ГАК «Украинские полиметаллы», в течение 5 лет пытающаяся привлечь негосударственные инвестиции для развития отрасли, в том числе через реструктуризацию активов, дополнительную эмиссию акций или прямые иностранные инвестиции, фактически ликвидирована распоряжением КМ от 21 июня 2004 года № 407-р и указом президента от 7 июня 2004 года № 765 (по инициативе Минпромполитики). Между тем Концепцией государственной промышленной политики и Государственной программой развития промышленности на 2003—2010 гг. предусматривается переход на двухступенчатую систему управления промышленностью. Первый уровень — министерства, определяющие промполитику, второй — корпорации, холдинги, финансово-промышленные группы, реализующие ее на уровне предприятий.

Любопытно, как в результате смены вывесок ведомств продвигались «золотые дела».

Потенциальный инвестор и государственная «недостаточность»

О том, как на практике власть успешно блокирует инвестора, свидетельствуют ниже приведенные факты.

В 2003 г. австралийская компания Zakar Resources приобрела 6,33% акций ООО «Закарпатполиметаллы» с целью изучения возможностей реализации широкомасштабного и долгосрочного проекта по добыче золота в Береговском золоторудном районе на базе Мужиевского комплекса и обеспечения его финансирования при условии получения соответствующих положительных выводов. Компания привлекла известных в мире геологов и горняков-экспертов для разработки программы развития Мужиевского комплекса стоимостью 69 млн. долл. Сумма включала геологоразведочные работы, строительство обогатительной фабрики и нового рудника мощностью от 200 тыс. т руды в год. Упомянутый инвестор официально задекларировал полную готовность финансирования программы за счет дополнительных взносов в уставный фонд ООО «Закарпатполиметаллы» в размере до 75%.

Одновременно принимается распоряжение Кабмина от 21 июня 2004 г. № 407-р, согласно которому часть уставного фонда ООО «Закарпатполиметаллы» в размере 93,67% ГАК «Украинские полиметаллы» обязана передать Государственному комитету природных ресурсов, который в свою очередь определен «ответственным органом» по реализации программы «Золото Украины».

Относительно инвестора, то Zakar Resources является полным (100%) дочерным предприятием английской золотодобывающей компании Oxus Gold, акции которой котируются на Лондонской фондовой бирже. Кроме действующего золотого рудника Amantaytau в Узбекистане и строящегося золотодобывающего комплекса Jerooy в Киргизии, ей принадлежит также 50% акций румынской золотоперерабатывающей компании Transgold, 99%-ная доля в румынской компании Explorer, которая проводит разведку и поиски золота в Румынии. То есть она имеет технику и специалистов по извлечению золота, однородного по условиям добычи и извлечению с береговскими рудопроявлениями.

Обращение Zakar Resources к Госкомприродресурсам и Минпромполитики с просьбой подтвердить соблюдение условий уставных документов ООО «Закарпатполиметаллы», на которых она входила в состав его участников, осталось без ответа. А без соблюдения этих условий компания не имеет намерений отказываться от превалирующего права на приобретение доли другого участника ГАК «Украинские полиметаллы» в случае его отчуждения третьим лицам, предусмотренного действующим законодательством о хозяйственных товариществах. Вследствие этого сложилась патовая ситуация, которая длится уже более трех лет. С одной стороны, есть стратегический инвестор с деньгами, которые украинской золотодобывающей отрасли никогда и не снились, прихода которого с нетерпением ждут в Мужиево и в Закарпатской облгосадминистрации, с другой — центральные органы власти на протяжении трех лет уходят от принятия конструктивного решения. Это при том, что иностранный инвестор в «джунгли» украинской экономики идет не очень охотно. Есть на этот счет стандартная отписка чиновников из Минпромполитики: «Вопрос инвестиций в ООО «Закарпатполиметаллы» рекомендовано решать непосредственно с ФГИУ и Минприроды, которое является правопреемником Госкомприродресурсов в связи с его ликвидацией». Вот такая политика Минпромполитики.

Главная беда в том, что передача доли в уставном фонде ООО «Закарпатполиметаллы», принадлежащей ГАК «Украинские полиметаллы», непрофильному ведомству, что предусмотрено распоряжением Кабмина от 21 июня 2004 г., в любом случае перекладывает финансирование добычи золота на государственный бюджет, что нереально.

Кто мешает привлечению инвестиций?

Есть два конструктивных варианта привлечения инвестиций, которые предлагает вышеупомянутая иностранная компания. Первый — постепенное наращивание ее части в уставном фонде ООО «Закарпатполиметаллы» по ключевым стадиям реализации программы развития, которая оценивается в 69 млн. долл. Первые две стадии, включающие программу работы на семь лет, стоят 43 млн. долл. капвложений, и инвестор получит 50% уставного фонда. Они предусматривают обеспечение выполнения геолого-разведочных, горно-капитальных и строительно-монтажных работ. Две другие стадии (2008—2012 гг.) предусматривают капвложения в размере 26 млн. долл. с получением 75% уставного фонда ООО «Закарпатполиметаллы». Второй вариант: продажа компании Zakar Resources 68,67% акций уставного фонда золотодобытчиков, принадлежащих ГАК.

Понятно, что потенциальный инвестор считает приоритетным первый вариант, одновременно не отвергая другой. Украине же выгоден второй вариант: кроме инвестиций, за счет остальных 35% будут обеспечены дополнительные поступления в госбюджет. Но ни один из них не принимается. Однако иностранная компания терпеливая: она годами ждет решений украинских чиновников. Очевидно, разговор с инвестором в плане распределения прибылей будет не из легких, потому что по классификации мужиевское месторождение относится к самой высокой категории сложности — четвертой. Таких не наберется и десятка во всем мире.

Заместитель главы Закарпатской облгосадминистрации по экономическому сектору, кандидат экономических наук Владимир Гоблик отмечает: «Под ногами лежит сказочное богатство — нужно только наклониться и взять его. Оно будет служить человеку и державе. На расстоянии каких-нибудь полторы сотни километров от Мужиево добывает уже на протяжении 100 лет такое же золото Румыния. Она эксплуатирует 16 рудников, на которых работают более 5000 тыс. горняков, чей труд высоко оплачивается по румынским меркам. Казна этой страны за счет добычи значительно пополняется. Нам как воздух нужен инвестор. Речь идет о долгосрочных вложениях с медленной отдачей. Ситуация такова: или неопределенно долго ждать серьезного украинского инвестора без уверенности, что таковой все-таки найдется, или подыскать его на Западе и уступить ему часть будущей прибыли. Но давайте не будем делить шкуру неубитого медведя. Золото при любых условиях инвестора будет продаваться Министерству финансов Украины, а тот будет иметь часть прибыли предприятия в зависимости от того, какой процент его уставного фонда получит. Очевидно, правительство не пойдет на то, чтобы инвестор получил более 50% уставного фонда. На таких условиях, например, работает с инвестором Румыния (50:50).

Мы видим серьезные рычаги дальнейшего расширения добычи украинского золота путем создания новых золотодобывающих активов за счет дополнительной эмиссии уставного капитала ООО «Закарпатполиметаллы» (увеличения уставного фонда) и размещения ее инвестору». Владимиру Гоблику нельзя не поверить: он стоял у истоков добычи украинского золота, будучи на протяжении 9 лет генеральным директором этого предприятия. В дополнение к действующим активам за счет привлеченного капитала будут созданы новые активы (одновременно с модернизацией действующих), как это и предусмотрено программой развития. В этом и преимущества данного документа. Если же программу разделить на несколько (три-четыре) самостоятельных проектов, осуществляемых разными инвесторами, то они с высокой долей вероятности окажутся «непривлекательными». А при комплексном подходе какие-то проекты могут быть отброшены, но в целом удастся создать горно-обогатительный комплекс со средней мощностью 200—250 тыс. т руды в год и с длительностью жизненного цикла 25—30 лет.

Пока на ул. Грушевского и Банковой обсуждают результаты внеочередных выборов и примеряются к государственным креслам, появился еще один инвестор — известный золотодобытчик и владелец британской компании Dregon Grupp Тони Уильямс. Он согласен инвестировать в украинскую золотодобычу... 100 млн. долл. Магнат и раньше проявлял интерес к предприятию в Мужиево, но попадал на тех же несговорчивых чинуш.

Золотодобывающая отрасль — стратегическая

«Оценивая финансовую ситуацию в отечественном горно-рудном секторе, — продолжает Владимир Гоблик, — нелишним будет заметить, что нас ничему не научили ни классическая экономическая теория, ни собственные ошибки. При действующей в государстве налоговой системе и применении традиционных технологий капитальные вложения в большинство месторождений в разумные сроки не окупятся. Понятно также, что даже при значительном снижении политических рисков крупные инвесторы в наши ГОКи не устремляются. Если государство повернется лицом к высокотехнологичным отраслям промышленности, потребность в цветных металлах резко возрастет. И уже сейчас надо об этом думать. То есть определить отрасли горно-рудного сектора, развитие которых для державы имеет стратегическое значение, усилить в них роль государства в принятии решений по развитию. Если данная продукция нужна стране, то на первом плане должна быть уже не коммерческая, а народнохозяйственная эффективность проектов. В этом случае инвестор должен получать значительные льготы. Если горно-рудные предприятия способны выступать в роли недостающих звеньев технологических цепочек, то коммерческую эффективность целесообразно рассчитывать на конечную для этой цепочки продукцию. В этом случае ряд невыгодных объектов перейдет в быстро окупаемые».

Как видно из этого комментария, есть основания поставить под сомнение факт существования реальной государственной политики в золотодобывающей промышленности. Если, конечно, не сводить таковую к бесконечному, но совершенно бесплодному бумаготворчеству. Кабмин и Минпромполитики, передавая золотодобычу непрофильному министерству, избрали самый губительный путь для отечественного «клондайка». Вместо того чтобы создать условия для инвестирования и выработать финансовые механизмы для устойчивого его функционирования, в очередной раз меняется куратор. Такие частые «революционные» изменения абсолютно не обоснованы.

Мужиевской золотой рудник за время своего существования дал государству около 700 кг золота. До остановки обогатительного комбината (декабрь 2006 г.) предприятие располагало 367 рабочими местами со среднемесячной зарплатой 990 гривен. За все годы фабрика уплатила в бюджеты всех уровней 12,5 млн. грн. Из местной руды извлекают золото высшей пробы — 999,9. Его называют банковским, поскольку слитки покупает Минфин. Из исторических источников известно, что этот металл добывали здесь в XVIII веке на Большой береговской горе. Закарпатское золото добывали даже кельты и римляне, а спустя столетие тут хозяйничали турки.

Глубина залегания руды — 180 метров. Из одной ее тонны можно получить 6 граммов золота. Современная технология не позволяет извлечь весь драгметалл, поэтому переработанная руда «складируется» для будущих поколений. Себестоимость одного грамма золота — 48 гривен. В той же руде — цинк, олово, платина, кобальт, серебро и еще треть элементов периодической таблицы Менделеева.

От великого до грустного — один шаг

В 2000-м — начале 2001 гг. мужиевская копальня простаивала. Не работает она и сейчас уже около года. Остановлено строительство второй очереди обогатительной фабрики. В 2002 г. автору этой публикации показали весь процесс получения золота — от добычи руды до плавки слитка в одном из мукачевских научно-исследовательских институтов. А потом был разговор с Владимиром Гобликом — о перспективах золотых активов государства, о том, что минерально-сырьевая база этого живописного края насчитывает 217 разведанных залежей, содержащих более тридцати видов полезных ископаемых (полиметаллы, германий, алунит, липарит, белый мрамор, цеолиты, высококачественная каменная соль, две шахты по извлечению которой используются лишь на 14%). Закарпатье, оказывается, единственный в Украине поставщик перлитового сырья — стеклообразной вулканической породы, используемой для изоляции в строительстве. Еще здесь 360 источников минеральных вод, ничем не уступающих известным водам Кавказа, Чехии и Франции. Тем временем мы завозим минеральные воды из других стран, а титановое сырье, которым богата Украина, — даже из Африки.

Сегодня в Мужиево около трех с половиной сотен горняков отстаивают свое право на труд и зарплату, задолженность по которой составляет две трети долгов по зарплате всего Закарпатья (около 750 тыс. грн.). Из работающих на предприятии — только охрана рудника...

Автор материала целый год пробивался к директору уже давно не существующей ГАК «Украинские полиметаллы» Михаилу Желязо, но тщетно (несуществующей потому, что горно-обогатительные комбинаты, входившие в эту кампанию, работают самостоятельно или переданы другим ведомствам). Киевский представитель Zakar Resource согласился поговорить по очень сложной процедуре через «посредников».

О судьбе генерального директора ОАО «Закарпатполиметаллы» Олега Бобынина ничего не известно. Очевидно, горняки предприятия «достали» его за долги по зарплате. А ведь последние могут быть возвращены только после того, как будущий инвестор купит акции с долгами.

Петр Чечелюк, "2000"
16 листопада 2007р.

Теги:

Коментарі

НОВИНИ: Економіка

01:18
/ 3
Розпочалася чергова спроба визнати банкрутом Солотвинський солерудник
14:34
/ 2
McDonald's знову хоче відкрити ресторан в Ужгороді. Цього року
11:08
Фермери з окупованої частини Херсонщини знаходять себе у тепличному бізнесі на Закарпатті
14:16
NSV Group і представники Італії, Німеччини та Польщі провели переговори щодо побудови на Закарпатті інтермодального логістичного центру Horonda Platform
16:30
Торік, в порівнянні з 2022-м, експорт на Закарпатті становив 69%, а імпорт – 84,5%
11:33
/ 1
На Закарпатті відкрили новий митний термінал
16:43
/ 1
Прокуратура взялась за компанії групи Голден Тайл, які з грубими порушеннями придбали закарпатські родовища глин
15:03
/ 8
На аукціоні за 13,87 млн грн продають землю та адмінбудівлю колишнього "Ужгородтеплокомуненерго" в центрі Ужгорода
15:19
/ 3
"Перечинське" "Френдлі Віндтехнолоджі" програло "ужгородцям" суд за родовище андезиту біля Ужгорода, продане за 75 млн грн
10:51
/ 7
За грантами, отриманими на сади, в Україні лідирує Закарпаття
22:08
/ 20
Під велетенський деревообробний завод на Закарпатті зареєстрували індустріальний парк
21:56
У 2023-му через Закарпатську митницю експортовано товарів на майже 32 млрд грн, а імпортовано на понад 106
15:24
На Закарпатті торік зареєструвалися 7688 нових платників податків, а припинили діяльність 4720
14:30
Цьогоріч єдиного податку на Закарпатті сплачено на 17,5% більше, ніж торік
10:11
На Закарпатті надходження від туристичного збору за рік зросли на 14%
22:23
угорщина завертає вантажівки з України в "Загоні" через відсутність оформлених документів Т1
20:01
/ 7
На Закарпатті незаконно будують деревообробний завод, для роботи якого потрібно 32 тисячі лісовозів щороку, – природозахисники
20:49
Цьогоріч у зоні діяльності Закарпатської митниці товарів імпортовано утричі більше, ніж експортовано
18:32
/ 1
На Закарпатті закладуть плантацію лохини в горщиках
19:55
Виноградар з Херсонщини, господарство якого – в зоні бойових дій, консультує фермерів на Закарпатті
21:34
На Закарпатті у поточному році, в порівнянні з 2022-м, експорт товарів зменшився на 27%, імпорт – на 16,5%
18:35
Закарпаття дає українському виноградарству нове життя – виноградар з Херсонщини
09:50
34 гектари малини, лохини та полуниці: поблизу Мукачева працює релоковане ягідне підприємство
18:22
/ 1
Газорозподільне підприємство АТ "Закарпатгаз" увійшло до складу НАК "Нафтогаз України"
17:07
/ 4
Чеський залізничний оператор RegioJet підтвердив намір інвестувати у електрифікацію ділянки Чоп-Мукачево
» Всі новини